Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги, а уже пришло время отдавать его в детский сад. Что ждет вашу кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет дошкольное учреждение образования станет частью жизни семьи, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важен период адаптации к детскому саду, который для многих крох и их родителей становится настоящим испытанием.
О том, как в дошкольном учреждении создаются условия для безболезненной адаптации детей раннего возраста и содействия их социализации, рассказывает заместитель заведующей детского сада №1 г.п.Россоны по основной деятельности Ольга Васильевна Подгола.
– Что такое адаптационная площадка и каковы её цели?– Идея организации адаптационной игры для детей раннего возраста в преддверии их поступления в детский сад возникла давно. Хотелось собрать на игровой площадке всех участников этого процесса – ребёнка, педагога и родителей – и при тесном ролевом сотрудничестве не только познакомиться и узнать друг друга поближе, но и выработать адекватный для всех стиль поведения, снять тревогу, получить достоверную и полную информацию по интересующим вопросам.
Впервые адаптационные игры как новая модель успешной социализации детей были опробированы летом 1999 года. Именно тогда такая форма работы получила название «адаптационная площадка». В нашем дошкольном учреждении образования она была взята на вооружение в 2007 году. Основными задачами адаптационной группы являются знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения, расширение опыта общения и устранение у малышей беспокойства, боязливости и неуверенности в себе.
– Чем занимается малыш во время посещения адаптационной площадки? – Начну с того, что в нашем детском саду адаптационная площадка работает на протяжении июня и июля по вторникам и четвергам с 10.00 до 12.00. Почему мы выбрали именно летние месяцы? Просто в этот период идёт комплектация двух ясельных групп, во время которой еженедельно педагоги принимают по два-четыре новых воспитанника. Например, этим летом наш детский сад пополнится 27-ю детками в возрасте от одного до трёх лет. Накануне родителям каждого ребёнка мы предлагаем посещать адаптационную площадку, чтобы уменьшить последствия эмоционального стресса и способствовать более быстрой нормализации защитных сил организма малыша. Около половины пап и мам откликнулись на наше предложение.
Начинается адаптационная игра с прихода детей в детский сад, где их радушно встречает воспитатель и вовлекает в разнообразную деятельность, не давая скучать и чувствовать себя одиноко. Дети в сопровождении законных представителей делают зарядку, читают книги, играют в подвижные и настольные игры, конструируют из песка. Кроме того, происходит проигрывание основных режимных моментов. Педагог всячески активизирует игровое сотрудничество в группе: даёт поручения, оказывает поддержку детям, выражает одобрение по поводу совместных игр и т.д.
– Какова при этом роль родителей?– При включении в адаптационную игру родителей ребёнка, как правило, достигаются лучшие результаты. Плюс ко всему, при планировании работы адаптационной площадки педагог каждый раз вводит такой компонент, как «Мамина школа». В это время с родителями проводятся беседы на различную тематику. Среди тем – «Подготовка ребёнка к посещению детского сада», «Требования, которым должна отвечать одежда и обувь ребёнка», « Шесть рецептов избавления от гнева», «Критерии выбора игрушек», «Правила здорового питания», «Как надо вести себя с маленьким упрямцем» и другие. А ещё проводятся анкетирование и консультации по запросам родителей.
– Кто из педагогов работает с будущими воспитанниками детского сада?– Конечно, это самые опытные и заранее обученные специалисты. Например, в этом году в адаптационной группе работает педагог со стажем, воспитатель одной из ясельных групп Елена Ивановна Швед. Ей помогают музыкальный руководитель Любовь Даниловна Мелешко и педагог по физическому воспитанию Оксана Михайловна Плакса. Общими усилиями они смогли наладить доброжелательные отношения с детьми, завлечь их интересной деятельностью.
– Каким детям Вы рекомендовали бы в первую очередь посещать адаптационную площадку?– Посещение адаптационной площадки желательно для чувствительных, впечатлительных, тревожных детей, а также имеющих проблемы в общении со взрослыми и сверстниками, флегматиков. А родителям тех детей, которые с радостью приходят в детский сад, которые спокойны, доброжелательны и с удовольствием участвуют в совместной деятельности, наоборот, можно рекомендовать реже посещать адаптационную площадку или оставлять там на некоторое время малыша одного. Иначе у ребёнка может сформироваться ошибочное представление о том, что в детском саду дети находятся вместе с мамами.
– На Ваш взгляд, каково оптимальное время пребывания на адаптационной площадке?– Оно для каждого ребёнка индивидуально, но, как показала практика, не превышает одного месяца систематических посещений.
Р. S. Информация о адаптационной площадке детского сада №1 г.п.Россоны была бы неполной без оценки родителей. Я обратилась к Валентине Евгеньевне Барановской, маме двухлетней Танюши, с просьбой поделиться впечатлениями о посещении адаптационной площадки.
– На мой взгляд, подобная форма работы с малышами и родителями достаточно эффективная, – рассказала женщина. – Танюша – третий ребёнок в нашей семье. Старшие дети не посещали детский сад, поэтому с Таней у нас всё впервые. Я страшно нервничала, как она будет без меня. Но посещение адаптационной площадки в течение месяца, общение с педагогами, наблюдение со стороны за поведением моей девочки в новой обстановке немного меня успокоили. Безусловно, не без сложностей, но всё у нас должно получиться.