О таких, как участник Великой Отечественной войны Александр Петрович
Шелепень (на снимке) из райцентра, в народе говорят: родился в рубашке. В
его военной биографии было как минимум три случая, когда смерть не
просто находилась очень близко, она смотрела прямо в лицо молодого
солдата. Но Александру суждено было выжить. 19 февраля орденоносец,
бывший партизан и фронтовик отпраздновал 90-летний юбилей.
Калининский партизанПервый раз он едва не погиб летом 1943 года во время операции по взрыву вражеского эшелона, который двигался по территории Идрицкого района. 19-летнему Александру и ещё двум партизанам отряда имени Чапаева Первой калининской партизанской бригады выполнить задание удалось. Незаметно установив заряд под рельс, они привели взрывное устройство в действие, как только приблизился поезд. Вагоны полетели под откос, а народные мстители попытались скрыться в лесу. Двоим это сделать удалось, а Александру пришлось искать укрытие в зарослях кустов, ибо немецкие патрули стали прочесывать близлежащую территорию. Немцы с автоматами и собаками два раза прошли в считанных метрах от зелёного убежища партизана. Почему немецкие овчарки не почуяли Сашу, и сегодня для ветерана остаётся загадкой. Но пережить минуты ожидания скорой смерти, когда кажется, что стук собственного сердца звучит как набат, Александр Петрович не пожелает никому.
За почти два года партизанской жизни уроженец деревни Шалашники Россонского района освоил две военные специальности – миномётчика и подрывника. Из 130 воинских эшелонов, которые в тылу противника уничтожили народные мстители 1-й Калининской партизанской бригады, три на счету Александра Петровича. Не случайно за мужество и стойкость, проявленные в боях с врагами в составе партизанского соединения, он был награждён орденом Красной Звезды.
Фронтовыми дорогами12 июля 1944 года партизанская бригада соединилась с частями Красной Армии и была расформирована. Бывшие партизаны получили обмундирование и были поставлены на довольствие в действующей армии. Александра и его друга Андрея Малахова зачислили в состав 69-го гвардейского стрелкового полка 21-й гвардейской стрелковой Невельской дивизии. Александр Петрович и здесь был миномётчиком. Однако повоевать ему пришлось недолго. Оказавшись на территории Латвии, полк попал в настоящую мясорубку. Сначала фашисты его разделили на несколько частей, а затем с помощью артиллерии практически уничтожили. То, что Александр и Андрей остались живы – было чудом. Но им выпало другое испытание – плен. Вместе с другими советскими военнопленными молодых людей переправили в Германию, где они разгружали пароходы, рыли окопы, хоронили убитых и т.д. Изнурительный труд, а также гнилая картошка и неочищенная свекла в качестве еды истощали молодые организмы.
Ребята понимали, что если они хотят выжить, надо бежать. И такой случай им представился однажды вечером. Когда фашисты вели колонну военнопленных в неизвестном направлении, вблизи взорвался снаряд. Нескольких минут неразберихи было достаточно, чтобы Александру и Андрею спрятаться в хозяйственных постройках. Отдышавшись, они услышали за спинами дыхание лошадей. В сарае кроме животных стояла телега. Молодым людям посчастливилось найти в ней хлеб и банку консервов. Это был настоящий пир после многомесячного голода. Когда рассвело, скрипнули засовы, и в хлев зашёл немецкий солдат. Внимательно осмотревшись вокруг, он под досками заметил ребят. Через секунду дуло автомата уже было направлено прямо на Александра и Андрея. Оставалось только передёрнуть затвор и всё – смерть. Но немец почему-то решил подарить им жизни: он махнул рукой, что-то сказал и вышел из хлева.
На следующий день населённый пункт заняли американские войска. Из числа оставшихся в живых советских военнопленных они сформировали команду. Её члены должны были охранять трубы, по которым доставлялся бензин прямо в прифронтовую зону возле города Сен-Шарон, что во Франции. Новые солдаты, в том числе Александр и Андрей, были досыта накормлены и получили обмундирование. Также им выплачивали денежное пособие и каждую неделю снабжали пайком. Молодые люди успевали и исправно выполнять поставленную перед ними задачу, и отдыхать. Александр и Андрей познакомились с двумя местными девушками. Они с трудом понимали друг друга, но это не мешало белорусам и юным француженкам вместе ходить на танцы под проигрыватель.
Здесь, во Франции, Александр Петрович встретил Победу. Он и сейчас хранит, как память о той далёкой и красивой стране, кожаное красное портмоне, которое купил в 1945 году в магазине Сен-Шерона.
«Я не хотел себя чувствовать оккупантом!» Вторая мировая война для Александра Петровича окончилась только через два года, во время которых он нёс службу на территории Румынии. Молодой человек вернулся домой в Шалашники. Его мать и два брата не дожили до Победы. Старший Михаил, капитан-артиллерист, погиб во время обороны Москвы. Младший, десятилетний Пётр, подорвался на снаряде. Александр с трудом привыкал к гражданской жизни. В это время в гости в родительский дом приехала его сестра из Каунаса. Вот она и предложила молодому человеку перебраться в Литву. Именно с Каунасом были связаны следующие сорок пять лет жизни Александра Петровича. Там он работал, там встретил свою судьбу, там родился его сын. Но после распада Советского Союза в Литве на ветеранов Великой Отечественной войны стали смотреть, как на захватчиков.
– Я не хотел себя чувствовать оккупантом, – делится Александр Петрович. – Поэтому и принял решение вернуться на малую родину, всё нажитое оставив сыну.
... Сегодня, несмотря на годы, ветеран Великой Отечественной войны ещё бодр и полон оптимизма. Он радуется солнцу и первому весеннему теплу. Он знает, как дорого стоят простые человеческие радости...