До начала страшных событий, которые происходят на юго-востоке Украины, Марина Давыдова с дочкой Софией жили в селе Первозвановка Луганской области. Страх за судьбу ребёнка стал главной причиной, чтобы покинуть родной дом. Сейчас двадцатитрёхлетняя Марина и София, которой два с половиной года, обосновались в агрогородке Дворище и возвращаться в Украину не собираются.
– После окончания Луганского аграрного национального университета родила дочь. Так сложилось, что с мужем расстались, с ребёнком жила у родителей в Первозвановке. У нас большой дом, хозяйство, – рассказывает Марина. – Спокойная и размеренная жизнь шла своим чередом. Когда начались волнения в Украине, даже не предполагала такого страшного развития событий. Как и все думала, что ситуация разрешится мирно.
Однако эти надежды вскоре развеялись. Украинские власти развернули антитеррористическую акцию на юго-востоке Украины.
– Было очень страшно, в первую очередь, за жизнь дочки, – говорит Марина,– поэтому и решила уехать. Меня поддержала подруга. Вместе мы отправились в далёкий, неизвестный и опасный путь. Родное село покидали впятером: подруга с отцом и пятилетней дочкой, я и София. С собой взяли самое необходимое: много на личном автомобиле не увезёшь. Когда выезжали, у нас ещё было спокойно. Нам повезло: ни под обстрелы, ни под бомбёжки мы не попали. Но психологическое напряжение было такое, что нервы сдавали. Желание вернуться домой не раз возникало в дороге. Очень боялись проходить Изваринскую таможню. Мы знали, что там неоднократно была стрельба. К счастью, проехали без происшествий.
Когда Луганскую область начали ежедневно бомбить и обстреливать, Марина с дочкой были уже в Беларуси.
– В Россонский район приехали не случайно: отец моей подруги родом из Краснополья. Там прожили две недели у Лидии Марковны Романенко. Она такой замечательный человек! Я с дочкой ей абсолютно чужие люди, а она приняла нас как родных. Потом переехали в Дворище. Здесь дали жильё. Местные жители не остались в стороне от нашей судьбы и помогли, кто чем мог. В хозяйстве устроилась на работу по специальности – зоотехником. Дочка ходит в детский сад. Очень переживала, что Софии будет тяжело привыкнуть к новому месту. Но девочке очень нравятся воспитатели и новые друзья.
Устроились хорошо, только по родным очень скучаю,– делится Марина. – Старшая сестра в середине августа уехала в Ростовскую область к родственникам мужа. А родители по-прежнему остаются в Первозвановке. Село покинули многие. Мама тоже была не против отъезда, а отец отказался, не может бросить дом и хозяйство. Сейчас даже при желании это сделать невозможно: стрельба страшная и мужчин до шестидесяти лет из Украины не выпускают. Хорошо, что всё-таки удаётся поддерживать связь с близкими по телефону. Но мама очень переживает за нас и, оберегая, правду никогда не рассказывает, всегда говорит: «У нас всё в порядке!» Но я понимаю, что скрывается за этими словами. Месяц в селе нет света, отключили газ. Слава Богу, вода есть. В магазинах продуктов не купишь, последние раскупали за три цены. Кроме того, Луганская область постоянно подвергается бомбёжкам. От сестры узнала, что несколько дней назад наше село обстреляли из установки «Град». О последствиях остаётся только догадываться. Тяжело осознавать, что жизнь самых дорогих людей находится в опасности.
Сейчас очень сомневаюсь, что ситуация у нас стабилизируется, – говорит Марина,– думали, что ополченцы чего-то добьются, жизнь изменится к лучшему, всё будет хорошо. А что в итоге? Идёт война, гибнут люди! И никто ничего не может сделать, чтобы этот ужас закончился. Никогда не думала, что придётся покинуть родное село, чтобы спасти свою жизнь и дочки. Теперь мысли о будущем, к сожалению, никак не связаны с Украиной. Будем устраивать свою жизнь здесь.