СЕМЬЯ

МУЛЬТФИЛЬМЫ НЕ ТАК БЕЗОБИДНЫ

30 января 2015 | 39214 | Татьяна Лопатина | 55058 | 133 | 0 | 0 | 41 | 29 | 82

Вы никогда не задумывались, почему ребёнок сидит перед экраном как завороженный, наблюдая за яркими пятнами на телеэкране? А как это влияет на его психику? А чему учат детей современные мультфильмы? Какие эстетические образы и образцы поведения закрепляются в их ещё не сформированном сознании? Как считают психологи, современные мультфильмы способны нанести непоправимый вред ребёнку как в плане здоровья, так и его формирования как личности. Давайте разбираться вместе.

Детям до 3-х лет
телевизор смотреть  
запрещено!

​Удивлены? Да-да, именно так! Всемирная организация здравоохранения в этом вопросе непреклонна: детям до трёх лет смотреть телевизор запрещено. Начнём с того, что это просто опасно для физического здоровья и нормального психического развития ребёнка.
Это подтверждают и американские педиатры: для детей моложе 2-х лет существует опасность просмотра телевизора. Дело в том, что в коре головного мозга младенца число связей между нейронами вдвое выше, чем у взрослого: мозгу надо справляться с осознанием окружающего мира, в котором для маленького человека все новое, непознанное, неожиданное. Это самый критический период для развития навыков зрения и языка. Кроме того, в возрасте 18 месяцев у ребенка бурно развиваются лобные доли мозга, отвечающие за контакты с другими людьми. Поэтому с такими маленькими детьми надо разговаривать, играть, общаться, но не посредством телевизора.
Так, ещё в конце 1990-х годов одна из ведущих ученых Англии Селия Вард опубликовала результаты своих исследований о влиянии телевидения на воспитание детей. Ею установлено, что в 20 процентах случаев у исследуемых детей, которые смотрели телевизор, в возрасте 9 месяцев наблюдалась задержка развития, уже к трём годам у большинства из них наблюдалась задержка развития на один год (речь двухлетнего ребенка, отклонение в моторном и сенсорном развитии). Однако  если родители изымали электронную технику в пользу непосредственного общения с ребенком, когда он был в 9-месячном возрасте, то уже через 4 месяца наблюдалось соответствие нормальному уровню развития всех функций ребенка.
Российский психолог Елена Смирнова утверждает, что в этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Для ребёнка важно, что что-то мелькает на экране, и он просто следит за этим мельканием. «Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Это не говоря о том, что нарушается общение, двигательное развитие и возникает самое страшное – зависимость. После ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали, и это именно блокирует его собственную активность. Поэтому тут содержание фильма, его художественные особенности не столь важны. Родителям нужно понять главное – любой просмотр любых мультфильмов вреден в возрасте до 3 лет», – авторитетно заявляет специалист.

«Маша и медведь» –
мультик для взрослых

​Теперь давайте немного поразмышляем  о качестве современных мультфильмов. Что можно сказать о современных героях, образах, которые используют мультипликаторы, о тех смыслах, которые заложены в современные мультпродукты? Если раньше «героями времени» были Винни и Чебурашка, то сейчас это Лунтик, Маша, а так ли последние заслуживают быть воспитателями наших детей?
Та же психолог Елена Смирнова утверждает, что из длинного списка популярных современных мультфильмом приемлемых для малышей практически нет. По её мнению, «Лунтик» один из немногочисленных подходящих персонажей. «Это  хотя бы сказочный, игрушечный персонаж (он похож на игрушку), и это уже хорошо. Но монстры, тачки – это не люди, не игрушки – это непонятно, что с точки зрения образа.
«Смешарики» – это тоже была одна из попыток сделать мультфильм и для детей, и для взрослых. Про них можно сказать, что серии очень и очень разные. Некоторые прямо для маленьких детей с 3-х лет, но некоторые же серии исключительно для взрослых (или детей с 7-8 лет) – потому что там вложены такие смыслы и отношения, которые ребенок  не способен прожить и уложить всё это в своем сознании. Но это не самый худший мультик. На фоне остального можно говорить, что этот продукт неплох. Единственное, там явное противоречие между такой игрушечной формой, образами и совершенно взрослым смыслом. Это может несколько пугать родителей – вроде бы по образам мультфильм подходит для совсем маленьких детей, а по содержанию – нет», – анализирует психолог.
А любимый многими мультфильм «Маша и Медведь»? Маша – она хотя бы человек, опять же, это уже хорошо. Но тут же скрывается и основная опасность этого мультика – она человек, девочка, и она дает абсолютно четкие варианты поведения, которые дети молниеносно перенимают и усваивают. А делает Маша, мягко скажем, не совсем правильные вещи. Можно сказать, что это мультфильм скорее для взрослых, у которых уже сформированы  чисто человеческие ценности: нужно уважать старших, хорошо относиться к друзьям, делиться вкусностями, сопереживать тем, кто оказался в беде. Опять же психологи считают, что Маша – это образчик гиперактивного ребёнка, а Медведь – это родитель, старший член семьи, который должен терпеть все «шалости» ребёнка. Нравятся вам такие роли? Если нет, то хорошо подумайте, прежде чем познакомить малыша с экранной возмутительницей спокойствия.
Поэтому к выбору мультфильма надо подходить осознано. Предварительно смотреть и оценивать, помимо образов и героев, смыслы, эмоциональную составляющую мультика.

Как не ошибиться
с мультфильмом?

​Психологи утверждают, что первое, на что следует обратить внимание, это что несёт в себе мультфильм,  что из него ребёнок может познать и усвоить. Ведь каждый фильм расширяет границы мира ребенка, погружает в новую реальность, знакомит с новыми областями. И главное здесь – насколько подходит эта реальность возрастным интересам ребенка. Насколько он может понять вообще, о чем этот сюжет, о чем ему пытались сказать. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить, что откуда. И тут для каждого возраста свое содержание, которое отражает мир ребенка в определенный момент времени. Психологи выделяют следующие группы: 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет.  Такое дробное возрастное разграничение не случайно, так как в этот период очень интенсивно происходит развитие и изменение ребенка.
Если мы говорим о детях до трех лет, то это должны быть максимально простые мультфильмы. Простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Например, «Котенок Гав», «Паровозик из Ромашково». Их много на самом деле, они очень милые, и если ребенку изначально показывать их, тогда он привыкнет к хорошим мультикам и будет смотреть их много раз, что тоже очень хорошо для ребенка.  
Что касается зарубежной классики, то такие диснеевские мультфильмы, как «Король Лев», «Бемби», «Золушка»,  по мнению психологов, –  одни из лучших мультфильмов. Они хороши и с эстетической точки зрения – очень красивые, прорисованные. С помощью этих мультфильмов, действительно, можно сформировать у ребенка эстетический вкус к красивому, к пониманию этой красоты. Плюс – там затронуты замечательные темы: с их помощью можно формировать эмоциональную сферу ребенка, прививать моральные нормы. Эти мультфильмы уже можно дозированно показывать ребенку с 5 лет. Тщательно родителям нужно подбирать и содержание. Детям помладше, например, лучше предлагать мультфильмы, где главные герои животные, им это интереснее. Старшему возрасту – более серьезную сюжетную линию. При этом очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком. Не просто сажать его перед компьютером или телевизором, а смотреть вместе, комментировать, помогать в понимании и так далее.

​Важно, и когда
посмотреть...

​Вообще, психологи настаивают, что самый «мультяшный» возраст наступает лишь в 5-7 лет, когда детям доступны красивые длинные сказки, с волшебством, с чудом. Ребенок уже много всего понимает и в то же время еще очень открыт и наивен, верит в волшебство. Как раз это тот возраст, когда все это обязательно надо ему дать!
Тут еще есть одна опасность – когда ребенок раньше времени начинает смотреть хорошие качественные мультфильмы, которые не предназначены для его возраста. Например, мультфильм «Малыш и Карлсон» показали чаду в 2 года, и родители считают, что он к этому шедевру уже  приобщился. А то, что он половину не понял и не прожил, – это уже не важно. И вот вся эта субкультура детская, которая призвана развивать ребенка (в более позднем возрасте!) – она проходит мимо. Мимо ребенка проходят основные смыслы, тонкий юмор, мораль, все то, что он мог бы получить от этого мультфильма в свои 5-6 лет, он уже не получил и не получит! Сейчас Питер Пен, Снежная Королева – все это обрушивается на 3-х летних детей, а они могут посмотреть их только  поверхностно, а жаль…
Представляете, в силу возможностей своего детского восприятия, смотря Карлсона в 2 года, ребенок просто видит, что человечек летает и всё, а внутренние смыслы проходят мимо! Тут можно спросить: почему он это потом не может добрать, так скажем, в 5-6 лет, пересмотрев мультфильм? Психологи утверждают, что не доберет ребёнок смысла потом, потому что он уже вряд ли вернется в свои 6 лет, когда это ему было бы по-настоящему нужно, так как он не будет пересматривать то, что смотрел в свои 2 года. И это проблема – богатство человеческой культуры, которое адресовано детям, проходит мимо них и не усваивается. Формально дети смотрят, но реально – все мимо.
Именно поэтому психологи настаивают на более детальном возрастном разграничении. Думают ли об этом родители, когда  в очередной раз усаживают своё чадо перед экраном телевизора?

Мнение родителей

​Родителям, воспитывающим детей в возрасте от 0 до 12 лет, задавались следующие вопросы: «С какого возраста ваш ребёнок начал смотреть телевизор? Отбирали ли вы специально мультфильмы или просто включали детский канал? Сколько времени ребёнок проводит перед телевизором в день? Разговариваете ли вы с малышом о тематике просмотренного мультика? Наблюдаете ли за поведением после просмотра того или иного мультфильма?»
В подавляющем большинстве случаев дети в наше время смотрят телевизор практически с пелёнок, а если точнее – с 7-9 месяцев. Родители утверждают, что оградить полностью чадо от просмотра телевизора невозможно. Однако именно мультфильмы ребёнку родители в основном начинают показывать примерно с 2-летнего возраста. Практически все опрошенные утверждают, что, когда включён телевизор, малышей больше всего притягивает реклама, остальная картинка их не особенно привлекает. «Мой малыш даже скорее прибегает потанцевать под рекламу, а не посмотреть телевизор», – отмечает Алеся, мама годовалого Арсения.
Только пять мамочек из 20 отметили, что специально отбирали мультфильмы для просмотра  ребёнку, остальные доверяли детским каналам. Трое из опрошенных мам не разрешают смотреть мультфильмы, которые не смотрели предварительно сами. Треть родителей в раннем возрасте принципиально демонстрировали детям до 5 лет только советские мультфильмы. «Знаете, а моя Лиза просто не восприняла советские мультфильмы, и ей уже 11 лет, но до сих пор она отдаёт предпочтение ярким зарубежным мультфильмам», – поделилась Светлана.
Большинство родителей признались, что оторвать ребёнка от экрана  проблематично: нужно искать уловки. Поэтому время просмотра в основном редко укладывается в нормы, предложенные медиками, и дети в возрасте от 3 до 7 лет могут проводить более 2 часов в день перед телевизором или компьютером. Только три родителя утверждали, что их ребёнок в день смотрит не больше одного мультика – таков уговор.
О мультфильмах и их содержании разговаривает с детьми лишь треть опрошенных, остальные даже не задумывались об этом: в мультике и так всё понятно. Однако Юлия, например, всегда разговаривает с сыном о мультфильмах и старается посмотреть с ребёнком фильм совместно, так как для неё важно, что усвоил ребёнок после яркого зрелища. «Хотя у нас такая традиция, что я сначала читаю сказку ребёнку, а потом мы смотрим экранный вариант – ведь суть не только развлечь малыша, для меня важнее чему-то научить, привить какие-то важные для меня ценности. Именно поэтому мультики мы смотрим только с дисков, старые, проверенные», – подчеркнула Юлия.
Большинство родителей замечали, что после просмотра, например, таких мультфильмов как «Маша и Медведь», «Человек Паук», «Том и Джерри», дети становятся более реактивными, несговорчивыми, даже агрессивными. Однако не все родители сразу налагали запрет на эти зрелища – дожидались, когда ребёнку самому надоест. А вот после советских мультфильмов такой реакции не было…

Р.S. Каждый родитель решает сам, как ему воспитывать своё чадо, но всё же, как говорят, кто предупреждён, тот вооружён. Будьте внимательны и ответственны за свой выбор сегодня, иначе завтра можете очень пожалеть о последствиях...​

 

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
Голос Россонщины
1202

Экс- кандидат в президенты Светлана Тихоновская призывает белорусов к благоразумию

Голос Россонщины
241

За процветающую Беларусь! Как голосовали в Россонах?

Голос Россонщины
233

ЦИК обновил предварительные данные о результатах голосования на выборах Президента Беларуси

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь | 2019-декабрь | 2020-январь | 2020-февраль | 2020-март | 2020-апрель | 2020-май | 2020-июнь | 2020-июль | 2020-август |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ