50 лет не случайно называют золотым юбилеем. Ещё есть время для открытий, для достижения поставленных целей, для того, чтобы стать по-настоящему счастливым. Но, с другой стороны, уже накоплен богатый багаж опыта, знаний, есть уверенность в собственных силах. 9 февраля в «золотой» возраст расцвета вступил «Человек года Витебщины – 2015» Николай Иосифович Орехва. В этот день он не только отпраздновал свой юбилей– исполнилось ровно 17 лет, как Николай Иосифович работает водителем автопредприятия №10.
– Получилось совершенно случайно, что в автобазу №10 я устроился в день своего рождения. Зато никогда не забудешь стаж работы на предприятии, – с шутки начал наш разговор Николай Иосифович. – Меня не сразу взяли водителем: не было свободных машин, поэтому несколько месяцев я отработал слесарем. А уже потом за мной закрепили моего первого «МАЗа»-восьмитонника. И вот уже семнадцать лет как я колешу по дорогам, перевозя песок, гравий и другие сыпучие строительные материалы. Могу с уверенностью сказать, что от своей работы я получаю настоящее удовольствие. Быть водителем, – наверное, это моё призвание.
– Почему Вы так уверены?
– Просто есть опыт работы в других сферах и отраслях, да и специальностей, по которым я прошёл обучение, несколько.
– Расскажите о своей первой специальности…
– После окончания Альбрехтовской школы я решил поступать в Гомельское ГПТУ №78 на специальность «Электромонтёр». Безусловно, эту профессию можно было бы получить и гораздо ближе. Но, если честно, мне хотелось уехать подальше от дома, хотелось почувствовать себя самостоятельным. Родители, которые в то время работали в совхозе «Россонский», спокойно приняли моё решение. Я послал в училище документы, и вскоре пришёл вызов. А там оставалось дело за малым: собрать сумку, да и в дорогу. Это сейчас родители возят своих взрослых детей по учебным заведениям, а в начале 80-ых подобное было не принято. Я, пятнадцатилетний подросток, один поехал в незнакомый город. И ничего: и училище нашёл, и к новой жизни достаточно быстро привык.
–Неужели не скучали по дому?
– Если только немного. Я быстро приобрёл новых друзей, окунулся в учёбу, быстро познакомился с городом, который мне очень понравился. Поэтому особенно скучать было некогда. Домой приезжал достаточно редко.
– О чём мечтали, будучи учащимся училища?
– Быстрее бы устроиться на работу и самому зарабатывать себе на жизнь. И, знаете, мои ожидания сполна оправдались уже на первом рабочем месте. Меня распределили на «Гомсельмаш». Будучи восемнадцатилетним мальчишкой, который работал только под присмотром более опытных электромонтёров, я в то время зарабатывал в месяц 180 рублей, когда мои родители 75 рублей. Первое время никак не мог привыкнуть, что сразу в руках можно держать такую сумму денег.
– Какие специальности, кроме электромонтёра, есть ещё в Вашем арсенале?
– Экскаваторщик, тракторист и, конечно, водитель. Этим профессиям меня обучили в Друйском ПТУ №172, куда я пошёл учиться сразу после прохождения срочной службы. Затем девять лет отработал в совхозе «Россонский». Здесь пригодилось и моё свидетельство электромонтёра. Я считаю, что чем больше у человека специальностей, тем лучше. Полученные знания и умения рано или поздно, но всегда сослужат хорошую службу.
– На Ваш взгляд, водитель многотонного автомобиля – это профессия тяжёлая?
– Скорее, сложная и опасная. Управлять такой техникой – практически искусство. Профессия требует от работника хорошей физической подготовки и отменного здоровья. Водитель должен быть особенно внимателен к соблюдению Правил дорожного движения, состоянию дорожного покрытия. Не помешают внимание, хорошая реакция, точность движения и эмоциональная устойчивость. Как правило, все эти качества нарабатываются, а затем шлифуются с годами. У водителей-профессионалов движения отработаны до автоматизма.
– Современные автомобили начинены электроникой. Это облегчает или усложняет труд водителя?
– С одной стороны, без электроники не обойтись. А с другой–она ограничивает водителя во время ремонта. Я очень хорошо чувствую свой двадцатитонный «МАЗ». Знаю все его сильные и слабые стороны. Поэтому большинство ремонтных работ провожу сам. На мой взгляд, это должен делать любой профессионал. Но кое-где я бессилен: в автомобильной электронике способен разобраться только узкий специалист.
– Вы уже не первый год работаете за пределами района. Привыкли находиться далеко от дома и к напряжённому графику?
– Безусловно, лучше всего утром уходить на работу, а вечером приходить с работы домой. Но не всегда так получается. С 2004 года в соответствии с договорами, которые заключает наше автопредприятие, я работаю в разных населённых пунктах нашей страны. Например, в Витебске, Сенно, Минске и т.д. Мой рабочий день не имеет строго ограниченных рамок: мы работаем с утра и до темноты. Чаще всего у нас один выходной, который мы проводим дома. Но бывает и вахтовый метод: две недели на работе, две недели дома. Что касается моих родных, то они привыкли к такому моему графику, тем более, что сын теперь работает вместе со мной.
– Значит, семейная династия получается?
– Похоже, что так. Саше двадцать лет. Он закончил Городокский сельскохозяйственный техникум по специальности «Механик». Пришёл работать на наше предприятие водителем «МАЗа». Если честно, то я очень рад этому. К сожалению, раньше я не мог уделять ему много внимания, ибо меня просто не было дома. А теперь мы не просто отец и сын, мы друзья и представители одной профессии. Мы стали гораздо ближе друг к другу.
– Александру нравится нелёгкий хлеб водителя многотонного автомобиля?
– Не просто нравится–он с удовольствием ходит на работу. Вообще, хочу сказать, что подрастает неплохая смена. Зря говорят, что наша молодёжь не хочет работать и брать ответственность на себя. В последнее время к нам на предприятие пришли несколько молодых парней по 18-19 лет. И сразу им доверили такие огромные и сложные машины. Но они с честью справляются. В них есть и желание перенимать опыт, и стремление хорошо трудиться. Более опытные водители им, безусловно, помогают, подсказывают. Вот так, одной командой, и держимся.
– Чем Ваша жизнь заполнена, кроме работы?
– Только работой. Времени не остаётся ни на что. За один выходной успеваешь только немного отдохнуть и восстановиться. Но я надеюсь, что мы будем больше работать вахтовым методом. Вот тогда появится время заняться домом. А пока открою мастерскую, посмотрю на деревообрабатывающие станки и вновь закрою.
– Поделитесь своими впечатлениями от церемонии вручения Диплома «Человек года Витебщины»…
– Я впервые на подобном мероприятии, которое до глубины души впечатлило своим размахом. В одном зале собрались лучшие люди Витебской области, и очень приятно понимать, что ты также в их числе. Конечно, я волновался, выходя на сцену. Но и это волнение было приятным.
– Спасибо Вам за беседу. Примите искренние поздравления с присуждением почётного звания и с наступившим юбилеем. Счастья Вам и здоровья на долгие годы!
Говорит руководитель...
Терентий Ильич Подвительский, директор автопредприятия №10:
– Все семнадцать лет, которые Николай Иосифович работает на нашем предприятии, он ответственно и добросовестно относится к выполнению должностных обязанностей. Являясь водителем второй категории, Николай Иосифович возглавляет группу водителей, работающих в командировке в ОАО «Дорожное строительное управление СУ-45» г.Витебск. Выполняет доведенные плановые задания по перевозке грузов не менее, чем на 102 процента. Также Николай Иосифович является наставником молодёжи. Только за последний год, не считаясь с личным временем, он обучил профессии водителя двух человек. Я считаю, что звание «Человек года Витебщины-2015» Николай Иосифович заслужил по праву.