ТУРИЗМ И ОТДЫХ

ЗЕЛЕНЫЕ МАРШРУТЫ:ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

24 сентября 2010 | 40869 | Татьяна Лопатина | 60142 | 122 | 6 | 0 | 29 | 78 | 165
Наша газета постоянно рассказывает о наиболее масштабных и интересных мероприятиях, связанных с продвижением агро- и экотуризма в Россонском районе. Одним из направлений этого явления стала идея «зелёных маршрутов», которая включает в себя разработку и функционирование «зелёных троп» как в отдельно взятом районе, так и в республике в целом.

 
На прошлой неделе в Россонах прошёл семинар с участием зарубежных гостей, которые вместе с местными энтузиастами старались разобраться, как сделать «зелёные маршруты»  реально работающими, приносящими прибыль их создателям и удовольствие туристам.

                  Кто учил, кого учили?
Итак, 17 сентября в Россонах проводился семинар под названием «Зелёные маршруты: от идеи до реализации». В качестве гостей и консультантов на нём присутствовали международный эксперт из США Чарльз Трейси, тематический консультант проекта ПРООН и ЕС «Устойчивое развитие на местном уровне»

 В.А. Клицунова,  координатор проекта  «Развитие туризма в Россонском районе» Матиас Беренс из Германии, руководитель проекта инициативы «Благоустройство мегалитического объекта «Полоцкий Стоунхэнжд» Н.А. Собитнюк из Новополоцка  и другие. В качестве стороны, перенимающей опыт, на семинаре  выступали природоохранное учреждение «Эко-Росы», инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, представители Краснопольской, Клястицкой и Заборской школ, которые активно занимаются экологическим воспитанием, представитель ОО БРСМ,  хозяева агроусадеб нашего района, а также заведующая Инфоцентра по устойчивому развитию и экотуризму Н.Шилина. Местная вертикаль власти  была представлена заместителем председателя райисполкома по экономике А.Г. Капшулем  и председателями сельских Советов.

                       Ещё раз о главном
Понятие «зелёные маршруты» (ЗМ) имеет множество трактовок. По одному из определений – это наземные маршруты, обладающие общепризнанной ценностью в обеспечении гармоничных отношений между человеком и природной средой. Сама идея этого движения принадлежит американцам. Именно они ещё в  1878 году разработали первый зелёный маршрут.

Как создаются ЗМ и каковы их основные принципы работы? Всё просто. Сначала мы ищем объекты, которые представляют собой экологическую и историко-культурную ценность. На карте «прорисовываем» непрерывный линейный путь маршрута, где турист может вкусить все прелести природного пейзажа, а также с комфортом отдохнуть и узнать историю и культуру местных жителей. Желательно, чтобы маршрут был закольцован.

Замечу, что  классически ЗМ преследуют две цели: развитие туризма и охрана природы. Поэтому наш турист будет исследовать маршрут исключительно пешком, на велосипеде, на лодке или байдарке – машины и прочая автомобильная техника исключаются!
       Учимся у первооткрывателей

Как я уже говорила, ЗМ придумали американцы, которые с успехом их реализовывают у себя дома и с удовольствием делятся своим опытом с другими. Тем интереснее был  семинар, в работе которого мне довелось участвовать. Эксперт Чарльз Трейси представил три тематические презентации, которые как нельзя лучше рассказали об истории и сегодняшней работе ЗМ в Америке.

Он уделил внимание  теме  «Ландшафт как «рассказчик историй»: ключевые стратегии дизайна на примере существующих «Зелёных маршрутов», а также остановился на вопросах стимулирования и вовлечения местного населения в процесс создания и работы ЗМ.

Зачем в Америке ЗМ? Как известно, в США давно существует частная собственность на землю, поэтому природа не настолько открыта для общения, как у нас.  Таким образом, ЗМ  позволяют вкусить частичку природы за умеренную плату, причём с выбранной туристом долей комфорта и с соблюдением законов! А ещё есть такая проблема, как забота о здоровье нации: ЗМ борются с гиподинамией – ведь туры пешие, велосипедные, лодочные!

Попутно турист знакомится с историческим и культурным наследием местных жителей, которые обеспечивают  комфортабельную часть отдыха (это домики хозяев усадеб, частные гостиницы, магазины, музеи, пункты проката велосипедов, лодок и т.д.).
Обустраивают там ЗМ волонтёры-добровольцы совместно с жителями местности, где пролегает маршрут. Денежно в ЗМ участвует частный бизнес (бизнесмены, заинтересованные в сохранении природного богатства) и государство. На разработку одного маршрута уходит около 1 года.

По статистике, через 5 лет популярность удачно презентованного и апробированного маршрута возрастает на 80 процентов. Контингент туристов очень широк: активная молодёжь, семейные туры, туры для пожилых людей, расслабляющие и оздоровительные туры для женщин и т.д. Гидами выступают волонтёры.
       Что посоветуете, Чарльз?

Чарльз был впервые в Беларуси. Он очарован нашей природой, национальной кухней, а главное – местным населением. По его мнению, в Беларуси в целом и в Россонском районе в частности есть огромный потенциал для работы по ЗМ. Наши плюсы: близость к природе, экологически чистые продукты питания, самобытная кухня, наличие богатого культурного наследия, большое количество агроусадеб, которые активно поддерживаются государством.
.
Что предпринять, чтобы привлечь туриста? Грамотно составить туры с учётом предложенной экспертами классической стратегии развития ЗМ. Демонстрировать свои аутоэнтичные обряды, праздники. Организовывать различные фестивали: кулинарные, туристические, экологические и т.д.

Предельно точно определиться с целевой аудиторией, которая будет потреблять туристический продукт. По мнению экспертов, наиболее интересен наш край для ценителей дикой природы и любителей тишины и покоя. Перспективными могут стать туры для семейного и молодёжного отдыха, туры для пенсионеров и женщин.
Должное внимание следует уделить стендам, которые сопровождают туриста по маршруту, – они должны быть красочными и понятными для восприятия.

Первостепенное значение имеет и рекламная составляющая – печатная продукция, сайты в Интернете с подробным рассказом о маршруте и его инфраструктуре. Кроме того, необходимо единое законодательство, которое бы комплексно регулировало правоотношения в сфере действия ЗМ. Но самое главное в работе ЗМ – это очень тесный контакт с местными жителями, которые готовы принимать туристов и презентовать свой край!

                          А что у нас
Валерия Клицунова, разделяя мнение американского эксперта, добавила, что ЗМ способны сделать любой регион процветающим, если привлечь сюда народ. Для этого нужна «брэндовость», другими словами, узнаваемость местности. Эмблема маршрута должна размещаться на всей продукции, которая вывозится за пределы района: если клюква, то в пакетах с эмблемой ЗМ, сувенир с брэндом Россон и т.д.

Главный  специалист «Эко-Росы» Дмитрий Шамович своей презентацией  подтвердил мнение экспертов о том, что наш край может поставлять на внутренний и мировой рынок качественный туристический продукт, одним из объектов которого будет нетронутая дикая природа. Разработаны экскурсии по заказникам «Красный Бор» и «Синьша», где гидами выступают сотрудники учреждения «Эко-Росы».

По мнению заместителя председателя  райисполкома А.Г. Капшуля, помимо природных богатств для качественного турпродукта нужен ещё ряд условий: инициатива местного сообщества, привлечение спонсоров, плановая работа над маршрутами. «Это целенаправленный труд природоохранных учреждений, хозяев усадеб и местных властей. Многое уже сделано, но ещё больше предстоит сделать. Всё зависит от нас с вами!» – подчеркнул Александр Георгиевич.         

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
Елена Кириллова
172

Как место захоронения превратили в горку для катания

Елена Кириллова
157

В отделении ГАИ и налоговой прокомментировали введение транспортного налога

Алёна Бородулькина
151

Диалог во имя будущего. Татьяна Мельман примет участие во Всебелорусском народном собрании

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь | 2019-декабрь | 2020-январь | 2020-февраль | 2020-март | 2020-апрель | 2020-май | 2020-июнь | 2020-июль | 2020-август | 2020-сентябрь | 2020-октябрь | 2020-ноябрь | 2020-декабрь | 2021-январь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ