ЛЮДИ И СУДЬБЫ

ЭТО СЧАСТЬЕ –ПРОВОЖАТЬ И ВСТРЕЧАТЬ САМОЛЁТЫ

17 апреля 2016 | 38813 | Наталья Матулевская | 33158 | 28 | 0 | 0 | 22 | 253 | 326

Видя, как авиационная техника взмывает в небо, невольно застываешь в восхищении. Полет воздушного судна – это венец кропотливого труда не только в воздухе, но и, в первую очередь, на земле. Речь идет о техниках-механиках, или «техниках летательных аппаратов», чьи руки поднимают в небо самолеты и на плечах которых лежит огромная ответственность за безопасность полетов. Не случайно их называют силой аэродромов, ведь в каждом успехе пилотов – весомый труд авиатехников.
12 апреля ежегодно отмечается Всемирный день авиации и космонавтики. В связи с этим мы побеседовали с человеком, который в советские годы проходил службу в авиационных войсках, жителем нашего райцентра, капитаном в отставке Валерием Степановичем Белодедом (на снимке), а также с его женой, Раисой Федоровной, которая разделила судьбу своего мужа и всегда была рядом, в каком бы военном гарнизоне, в какой бы стране ни проходила его служба. 

– Валерий Степанович, расскажите, как Вы попали в авиацию?
– Прямо со школьной скамьи. В 10 классе в военкомате мне предложили поступить учиться на авиационного техника. Я долго не раздумывал и сразу согласился. Потому что к технике испытывал интерес с самого детства. Через неделю после выпускного бала я уже сдавал вступительные экзамены в Васильковское военное авиационно-техническое училище. Оно находится в Украине, в 30-ти километрах от Киева. Экзамены сдал хорошо, и меня зачислили в ряды курсантов.
– Тяжело было находиться  вдали от родного дома?
– Конечно, не без трудностей. Но я освоился быстро. Благодаря воспитанию родителей я вырос неразбалованным, терпеливым и выносливым парнем. Не имел вредных привычек, с детства очень любил спорт. В школе занимался бегом, катался на лыжах, велосипеде, ездил на соревнования. Поэтому достаточно легко втянулся в армейскую дисциплину училища. К тому же учиться я поехал не один, а со своим другом. После сдачи экзаменов сразу же остался там и ждал, пока не зачислили все три потока. В Россоны приехал первый раз только на зимних каникулах.
Три года упорной учебы, нарядов, строевой подготовки в училище пролетели для меня как один миг и остались в памяти навсегда.
– Как дальше складывалась жизнь молодого лейтенанта?
– Я был распределен на службу в Кубинскую авиационную дивизию Московского военного округа. И тогда, и сейчас Кубинская дивизия «гремела» на весь мир. Потому что именно тут была наибольшая концентрация лучших современных разработок советского авиастроительства. Именно на полигон известной авиационной части привозили целые делегации иностранных специалистов и демонстрировали здесь возможности самолетов. Я неоднократно присутствовал на подобных показах. Служба проходила интересно. Удалось и попутешествовать. Нас командировали в город Мары, на юг Туркмении, в Казахстан, в город Актюбинск.
– Валерий Степанович, какой самолет находился в Вашем обслуживании?
– Самолет, за которым я был закреплен, относился к классу «Миг-23». В училище я изучал техническое строение пассажирского самолета «Як-40», поэтому в дивизии пришлось переучиваться. «Миг-23» – это советский многоцелевой истребитель третьего поколения. Для середины 70-х годов по многим техническим характеристикам этому истребителю не было равных в мире. Электроника, самое современное оборудование, сложные системы и технические узлы – все перед вылетом летчика должно было работать как часы.
– Каково было нести такой  серьезный груз ответственности?
– Конечно, нелегко. Даже самая малейшая ошибка или упущение с моей стороны могли привести к гибели воздушного судна и даже пилота. Поэтому порой напряжение сил и нервов просто «зашкаливало». Конечно, не один я обслуживал самолет «Миг-23». Мне в этом помогали несколько групп узких специалистов. Но проверить работоспособность механизмов, затем несколько раз еще перепроверить, доложить летчику про готовность истребителя к полету, проводить самолет в небо и встретить его – эти задачи входили именно в мои служебные обязанности.
– Валеру сослуживцы даже звали «директором» самолета, – с улыбкой подхватывает Раиса Федоровна, жена Валерия Степановича. – Настолько серьезной и ответственной была его работа. Но, несмотря на это, служить было очень интересно. Я тоже вслед за мужем отправилась на службу.
– Расскажите, как и где вы познакомились?
– С Раисой познакомились здесь, в Россонах, – вспоминает Валерий Степанович. – Знакомы были давно, поскольку жили недалеко друг от друга. А вот отношения завязались, как, наверное, и у многих в то время, на танцах в нашем местном  клубе. Я тогда приехал домой в отпуск. Спустя время мы сыграли здесь свадьбу. С тех пор идем по жизни рука об руку.
– Где проходили первые годы жизни молодоженов?
– От Кубинской дивизии я был направлен на службу в военный гарнизон, который находился в поселке Шаталово Починковского района. Это Смоленская область, – рассказывает  Валерий Степанович. – После свадьбы Раиса уехала со мной туда. В этом военном гарнизоне я служил на протяжении  целых 14-ти лет. Там прошли первые годы нашего брака, там же родилась и наша дочь.
– Раиса Федоровна, расскажите, чем Вы занимались в военном гарнизоне?
– Как только приехали, я сразу направилась в районный центр, который находился в 17-ти километрах от гарнизона. Там, в Починках, устроилась на работу в местное  райпо. Затем у нас с Володей родилась дочь, я пошла в декрет. А когда настало время отдавать ее в первый класс, мы переехали жить в гарнизон, поскольку школа находилась именно там. С того времени я начала работать в штабе секретной части бухгалтером. Но, признаюсь, не совсем комфортно там себя чувствовала: больше нравилось работать в торговле. Поэтому снова устроилась в Шаталовское торговое объединение и последние годы перед отъездом работала именно там.
– Валерий Степанович, знаю, что некоторое время Вы, будучи уже капитаном, служили в Германии...
– Да. В 1987 году меня направили туда, в группу советских войск. На этот раз мне поручили обслуживать «Миг-29» – советский истребитель уже четвертого поколения. Они и сейчас на вооружении стоят, только более модернизированные. Пришлось тогда вновь пройти переподготовку и сдать экзамены.
– Когда вернулись в Россоны?
– Так сложилось, что гвардейский полк, в котором я служил, стал одной из первых военных частей, покинувших Германию в начале 90-х годов. Вскоре после моего возвращения домой начался развал СССР, и я принял решение уйти в отставку, тем более мне позволял это сделать мой 23-летний офицерский стаж. С тех пор постоянно проживаем в Россонах. Построили здесь свой дом, навели уют.
– Как сейчас складывается ваша жизнь?
– На сегодняшний день мы с женой на заслуженном отдыхе. Занимаемся домом, проводим время с дочерью и внучкой.
– Общаетесь  со своими бывшими сослуживцами?
– Конечно. Несмотря на то, что все живут в разных городах, наше общение не прерывается. Со своими сослуживцами поддерживаю хорошие отношения. С некоторыми тесно дружим. К нам приезжают гости из Уфы, Рязани, Красноярского края. Порой и сами наносим им ответный визит. Как говорится, нет службы без дружбы. Войсковое и армейское товарищество самое крепкое. Во время встреч увлеченно общаемся с сослуживцами, вспоминаем в дружеском кругу истории нашей службы. За разговорами даже не замечаем, как пролетает время.
– Скучаете по воинской службе?
– Скучаю. Признаюсь, порой она мне даже снится. То время не забыть никогда…
– Валерий Степанович, какие пожелания,  по традиции, адресуете тем, кто служил и служит в авиации?
– Желаю вам, дорогие защитники нашей Родины, успехов в работе, безопасных полетов, мирного неба над головой, мужества и стойкости, уюта и тепла в доме, здоровья и счастья вам и вашим близким!
Пусть в ваших домах  всегда царят благополучие и любовь, пусть дети и внуки радуют своими успехами! Всего вам самого наилучшего!

Искать похожите статьи:

ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
*На правах рекламы
2445

В ПАМЯТЬ ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ.

*На правах рекламы
1039

С ГОРКИ - В БОЛЬНИЦУ

Ирина Гореликова
777

ГДЕ И КОГДА ПРОЙДЁТ ОСВЯЩЕНИЕ ВОДЫ?

ПОГОДА В РОССОНАХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ