Нам, взрослым, иногда бывает трудно понять внутренний мир детей. И очень часто, отдавая ребёнка в детский сад, мы волнуемся «Справится ли воспитатель?» Как на самом деле проходит жизнь там, куда мы каждое утро приводим любимых чад, мы и решили «подсмотреть». Выбор пал на детский сад в посёлке МСО.
–Нам приятно, что Вы пришли в наш сад, – радушно встретила журналистов заведующая учреждением Анна Ивановна Позднякова. – У нас талантливые и дети, и педагоги. В этом году мы активно работаем над развитием творческих способностей детворы в изобразительной деятельности, – рассказывает Анна Ивановна. – В этом направлении очень креативно и интересно трудится воспитатель группы № 2 Марина Владимировна Чебан. Впрочем, Вы и сами всё увидите.
С одобрения Анны Ивановны отправляемся «прожить» один день вместе с Мариной Владимировной и её воспитанниками.
Едва мы с Мариной Владимировной успеваем познакомиться, как в группе один за другим появляются «объекты» воспитания. Детишки самостоятельные: сами справляются с пуговицами, замками, снимают куртки, сапоги. Перешагнув порог группы, они привычно берутся за кубики, книжки, вовсю играют и, возможно, делятся какими-то, только им ведомыми, впечатлениями. Очень быстро детвора наполняет группу.
На часах уже 8.20, почти все в сборе, а у нас есть десять минут до зарядки, чтобы пообщаться с воспитателем.
– По списку в эту группу ходят тринадцать детей в возрасте пяти-шести лет. С этого года прибавились ещё трое воспитанников, которых привозят из Янкович,– говорит Марина Владимировна. – Ещё не все пришли, поэтому подождём до половины девятого и пойдём на утреннюю зарядку.
К указанному времени собираются только семеро детей. Все строятся и отправляются в спортивный зал.
Прыжки, приседания, бег, танцы под музыку – всего несколько минут упражнений, и девчонки с мальчишками, уже бодрые, активные и весёлые, возвращаются в группу, где их ждёт завтрак. Туалет, мытьё рук и осмотр медицинским работником обязательны в это время, дальше дети садятся завтракать. Сегодня у них запеканка и молоко.
– Кто-то ест охотно, кто-то не очень. Но мы никого не заставляем ,– уточняет помощник воспитателя Анна АркадьевнаБаранова.
– Детей ни в коем случае нельзя заставлять есть через силу. Такая еда никому на пользу не пойдёт. Вкусы у своих ребятишек мы уже выучили: один любит одно, кто-то – другое. Иной раз пытаемся в игровой форме уговаривать, но и это не всегда срабатывает.
Завтрак закончен. У детей есть небольшой перерыв для игры, затем – занятия.
– С маленьким ребёнком особо не наездишься в другой населённый пункт, да и попробовать себя в новом амплуа было интересно, поэтому я решилась на этот шаг, – признаётся молодая женщина. – И нисколько не жалею: одно удовольствие работать с маленькими детьми. Они искренние, открытые. На работу иду с радостью, а это важно.
Действительно, дети устроены не так, как взрослые. Их интересы меняются очень быстро , а любое, даже самое увлекательное ,занятие утомляет. Видимо, поэтому рабочий день насыщен разными делами, чтобы переключить внимание. Вот уже Марина Владимировна достаёт картинки и рассказывает о электроприборах и «Его Величестве Электричестве». Детвора вместе с воспитателем ищет ответы на вопросы: «Как попадает в дом электрический ток, зачем люди придумали электричество?» Кто-то быстро схватывает и тут же даёт правильный ответ, кто-то долго думает, размышляет. Есть мальчики и девочки, которые отвлекаются, но, когда Марина Владимировна начинает загадывать загадки,и они активно включаются в работу. В перерыве занятия небольшая физкультминутка: ребята становятся в кружок и имитируют электрический ток – бегают по кругу. Затем – закрепление материала на практике с помощью несложных, доступных пониманию ребёнка, опытов.
–Тема усвоена, можно двигаться дальше, – говорит Марина Владимировна. – А пока у детворы есть возможность поиграть со своими любимыми игрушками.
Саша берёт в руки мяч, Паша спокойно играет с резиновыми животными, Ксюша примеряет одежду куклам, а Матвей, Алёна и Назар выбирают игру «Магазин».
– Если мы в саду предъявляем требования, то и дома родители должны следовать этому правилу. Только так, в тесной связке, мы можем добиться определённых результатов и успехов, – убеждена воспитатель.
– Но я никогда не сбрасываю со счетов родительские участие и воспитание. Именно в семье формируется детская психика. Полностью возложить воспитание на детские учреждения –это, по меньшей мере, самая большая глупость. Только родительский пример может помочь ребёнку прийти во взрослую жизнь достойным человеком.
– А ты что попросил у волшебника? – интересуюсь у мальчика, который представился Матвеем Николайчиком.
– Машинку с пультом управления, – гордо заявил мальчишка. – Я очень люблю играть с машинками, рисовать и читать книжки. А ещё – пюре с котлетой! И трое друзей в саду у меня есть: Лёша Котов, Захар и Артём.
Что тут скажешь? Смышлёный малый.
Алёна Фалькенштейн о том, что ждёт от Деда Мороза, не призналась даже по большому секрету. Зато рассказала, что с удовольствием играет в куклы, собирает пазлы, ест запеканку, очень любит книги про птиц, и у неё дома есть даже попугай и курочки. А когда она вырастет, то обязательно станет певицей!
Дети собираются на третье занятие, музыкальное. В группе оно проходит два раза в неделю. А ещё три раза – спортивные занятия. На занятиях две параллельные группы, ведёт их музыкальный руководитель учреждения Раиса Сергеевна Тихинькая. Длительность – двадцать минут .По насыщенности они разнообразные: сначала разминка, затем танец или подвижная игра под музыку, потом знакомство с музыкальными инструментами и отработка звука на практике. Воспитанникам раздают музыкальные инструменты, и они вместе с руководителем разучивают простенькую мелодию.
После музыкального часа ребята возвращаются в группу и начинают собираться на прогулку, обязательно переодеваясь в одежду для улицы. Марина Владимировна помогает детям правильно одеваться. Хотя случаются и курьёзные ситуации, когда, к примеру, ребёнок готов уже выйти, а на ногах ещё тапки.
– На прогулку мы выходим практически всегда,– уточняет воспитатель. – Только в непогоду остаёмся в группе.
Сегодня, как говорится, погода «шепчет». Подвижные игры, снежки, лепка снеговиков – и час пролетает очень быстро. Разрумянившиеся и нагулявшие аппетит дети возвращаются в группу, моют руки и садятся за стол, их ждёт обед. В меню – щи, гуляш с макаронами, компот из кураги. Порции большие, только бы было желание всё съесть! Свежий воздух, видимо, благоприятно действует, и тарелки пустеют на глазах. Дальше – подготовка ко сну и отдых. К часу дня дети укладываются в постели. Уговаривать никого не приходится: в течение десяти минут ребята уже засыпают.
– В три детишки проснутся, – шепчет мне Марина Владимировна. – Потом у них по расписанию полдник и снова прогулка, где они и будут до прихода родителей.
Уже после того как дети крепко уснут, Марина Владимировна расскажет:
– Приходя в детский сад, я попадаю в настоящий муравейник, где каждый куда- то спешит, чем -то занят. Несколько десятков пар глаз наблюдают за тобой, несколько пар ушей ловят каждое твоё слово, все за интонацией твоего голоса. Это ко многому обязывает. Поэтому, оказываясь в различных ситуациях, я стараюсь помнить о том, что воспитатель должен уметь управлять своими характером и настроением. Дети учат меня быть терпеливой, сдержанной. Для меня первым условием в работе с детьми являются улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность в проблемах маленького человека. Я хочу, чтобы каждому ребёнку было комфортно и уютно со мной.