Идея побывать в охотничьем хозяйстве и познакомиться с настоящей жизнью егеря вынашивалась в редакции давно. Но мы даже предположить не могли, как пройдёт встреча журналистов со стражами лесных угодий….Начнём по порядку. Захватив фотоаппарат, диктофон и тёплую одежду, мы отправились в морозные просторы, чтобы попасть в дебри егерских владений и познакомиться с Николаем Бахновым, который знает свою работу «от» и «до». Перед вами – отрезок в полдня из жизни одного человека, преданного душой своему делу.
Белый снег... Очень много чистого, отливающего серебром снега. Хорошо, что в этот день мороз был слабым, да и на месте сидеть долго нам не пришлось. Встреча с Николаем Васильевичем была назначена в домике охотника в Янковичах. К условленному времени редакционный автомобиль оказался на месте. Вначале знакомство: Николай Бахнов без малого двадцать лет работает в лесу, он – егерь в Россонском лесхозе, хотя и предыдущие виды трудовой деятельности в какой-то степени были связаны с лесом. На обслуживании у опытного егеря около десяти тысяч гектаров леса, два домика охотника (гостевая зона).
Ещё узнаю, что обязанности егеря самые разносторонние и варьируются в зависимости от поры года. Когда открывается сезон охоты, егерь работает с командами по 10-20 охотников, которые приехали погостить в лесоохотничье хозяйство. В этом случае Николай Васильевич берёт на себя функции руководителя охоты и принимает ответственность не только за успех мероприятия, но и за безопасность и саму жизнь гостей. Он проводит инструктаж, следит за соблюдением техники безопасности, зачастую проявляя строгость к излишне азартным стрелкам.
– Моя задача сделать так, чтобы все охотники разъехались по домам бодрыми, здоровыми и невредимыми, с мыслью посетить охотничье хозяйство ещё раз, – рассказывает егерь. – На охоте я фактически являюсь лицом лесхоза. От моих действий зависит рейтинг хозяйства, – уточняет он.
Выходные же егерю, как говорится, могут только сниться. Если Николай Васильевич не занят на охоте, он проводит подготовительные работы – объезжает угодья, изучает следы зверей, определяет, в каком квартале они есть, чтобы охота прошла успешно. В этом деле помогает большой опыт. Егерь практически безошибочно может определить, где залегло стадо кабанов, а где пасутся олень или лось.
Сейчас зима, а значит, тяжёлое время для всего живого в лесу. Глубокий снег грозит бескормицей, поэтому зверей необходимо подкармливать. И делать это нужно до тех пор, пока снег полностью не сойдёт.
– Если в какой-то кормушке запасы корма заканчиваются, их нужно обязательно пополнять, – поясняет егерь.
Летом Николай Васильевич начинает готовиться к зиме: обновляет подкормочные площадки, кормушки, солонцы и наблюдательные вышки… Вот такой круговорот.
Пока мы разговариваем с Николаем Васильевичем, подъезжает ещё один егерь, Георгий Самойленко. К обязанностям он приступил только летом, поэтому сейчас стажируется, отрабатывает практические навыки. Хотя парню многое не ново: его отец и один из братьев также работали егерями. Как признался Гоша, а именно так его называет старший товарищ, на охоте он с десяти лет, а вот брат почти с рождения с отцом в лесу.
После того как небольшое знакомство состоялось, намечаем план работы на день. Сегодня мы должны проверить несколько капканов, просмотреть фотоловушку, подготовить солонцы и, если меня «хватит», ещё и «повыть». Итак, за работу...
Садимся в «УАЗ» – и в дорогу. С собой ружьё, ловушка для загона волков, манок. По пути беседуем. Выясняю, что сейчас идёт охота с загоном на пушнину: на лису, зайца, куницу. Охотники-любители с собой, как правило, берут собак, значит, ловушек там не должно быть. Если собака попадётся в капкан, то лапы себе переломает, поэтому наш автомобиль «мчится» в места, где мелкий зверь не любит быть. В чащу, туда, где ходит волк. Но, к моему сожалению, на авто в такие места не доберёшься, приходится идти пешком. По дороге к цели беседую с профессионалами.
– Лес для меня – это жизнь, я просто не представляю себя без него. Солнечная погода, ходьба по лесным тропкам заменяют мне недели отпуска. Что может быть лучше, чем единение с природой? За время работы я выучил повадки каждого зверя, который обитает в наших лесах, – говорит Николай Васильевич. – Не нужно их бояться, по природе своей зверь, учуяв человека, не пойдёт на него. Поэтому простому грибнику или ягоднику советую не паниковать, не убегать, а идти своей дорогой.
По пути обращаем внимание на следы различных животных: зайца-беляка, белки. Вот пара лосей прошла через дорогу, мышка-полёвка пробежала, чуть запорошенные следы волка…
– Вообще, волк – нежелательный зверь, – говорит Николай Васильевич,– после него может никого не остаться, он «вырежет» любого зверя. Поэтому за ним ведутся слежение и отстрел. Я не считаю, что это санитар леса, как думают дилетанты. Повторюсь, на своём пути волк ни одного зверя не оставит. К концу сентября, когда у волчицы подрастают детёныши, она их собирает в стаю и выводит волчат охотиться. Они будут «резать» всех, пока не научатся добывать себе пищу. Кстати, в это время приветствуется коллективная охота на волков. После того как будет определён участок охоты на стаю, территория обносится флажками, волки попадают внутрь оклада или в сети. Оттуда зверям выбраться практически не удаётся. Но чем дольше волки остаются в загоне, тем меньше шансов отстрелить всех. Вожак понимает, что происходит, и в большинстве случаев ему удаётся выбраться из сетей и вывести половину стаи, но молодняк, как правило, по неопытности остаётся.
Охота на волков интересная, есть люди, которые «горят» ею. Среди ночи можешь позвонить некоторым и будешь уверен, что они в считанное время будут уже у цели.
Вот мы и на месте. Сегодня в капкан никто не попался. Если честно, я и рада этому, не хотелось бы видеть такого зрелища. Близко к ловушке не подходим – всё запорошено снегом, поэтому лишние следы зверю тоже ни к чему, тем более что у нас не просто ловушка, а капкан с «хвостиком».
– К капкану привязаны тросик и потась. Зверь, попав сюда, тащит его с собой по лесу. С таким «хвостиком» на капкане он обязательно за что-нибудь зацепится и стопроцентно попадёт в руки егерю,– рассказывает Николай Васильевич.– Если же поставить просто капкан, то, как правило, силой рывка зверю не представляется трудным выбраться из него.
Вторая ловушка сегодня тоже не сработала. Я ликую, егеря в печали, но что делать… Остальные капканы завтра проверят без меня.
Сейчас же у нас новое задание – просмотреть фотоловушку.
– Эта такая «лесная» камера, в которой присутствует датчик движения. Ещё её могут называть фотокапканом. На самом деле очень интересный и полезный аппарат. Такие камеры устанавливаются в местах скопления животных. Они здорово помогают егерям.
– С помощью приборов можно планировать отстрел животных, бороться с браконьерами,– рассказывает егерь. – Вдруг сегодня нам удастся увидеть зверя, за которым мы так «охотились»? Или (ещё неприятней) непрошенных гостей в лице браконьеров?
Прежде чем сесть в «УАЗ», Николай Васильевич зачехляет ружьё, поясняя, что это необходимо по технике безопасности.
– В автомобиль с заряженным ружьём – ни в коем случае. Оно может выстелить даже при движении машины. При коллективной охоте без инструктажа вообще невозможно, будет просто анархия,–делится Николай Васильевич.
Егерь определяет и объект стрельбы. Есть специальный прибор, с которым легко ходить на охоту в ночное время суток, – тепловизор (реагирует на тепло).Прибор оснащён дисплеем, на который выводится информация о температуре объектов разными цветами. Поэтому с ним быть на охоте безопаснее.
Наш автомобиль мчится, хотя это громко сказано, к объекту. О быстрой езде можно только мечтать, дорога ухабистая, не везде основательно промёрзшая, поэтому мы просто переваливаемся с боку на бок даже на своём вездеходе. Мужчины делятся со мной некоторыми байками охотников. –Говорят, давно приметили: если перед охотой дорогу перебежал заяц – возвращайся назад, продуктивной охоты не жди, вернёшься домой с пустыми руками, перешёл кот – всё получится. Ну а если женщина с пустыми вёдрами, то вообще никуда не суйся, – шутит егерь.
Юморить долго не приходится. Под колёсами что-то захрустело, и машина стала «колом». Автомобиль «сел», а наше очередное задание попало под угрозу. Попытки выкопать, вытолкать «УАЗ» из воды, снега и грязи пока безрезультатны. Самостоятельно выбраться не удаётся, вызываем подмогу. Благо телефонная связь есть.
–Но это тоже издержки нашей работы,– шутит Николай Бахнов.
– Иной раз такими «военными» дорогами приходится ездить, так что сегодняшний наш казус просто пустяк.
Пока ждём помощь, я понимаю, что задание точно срывается и фотоловушку егеря будут смотреть уже без меня, но результаты съёмок обещают обязательно передать в редакцию. Через час подмогу вызываю я, потому что сидеть на морозе без особого движения не очень-то и приятно. Мы договариваемся с егерями о новой встрече, но уже на настоящей охоте. Я же, замёрзшая, но с большим удовольствием от прогулок по лесу, сажусь в редакционный автомобиль. …
Рабочий день егерей на этом не закончен. Охотники ещё поедут к солонцам, чтобы положить свежую порцию соли, которую с нетерпением ждут животные. В девять часов вечера Николай Васильевич с Георгием отправится на «подвывку» серого зверя, произвести отстрел. И только во втором часу ночи рабочий «день» профессиональных охотников закончится. Ещё нужно успеть отдохнуть, чтобы с новыми силами встретить завтрашний день!