Через месяц жительнице агрогородка Клястицы Надежде Адамовне Ершовой исполнится 78 лет – возраст вполне солидный, но, судя по её активному образу жизни, этого не скажешь! Немало потерь и испытаний ей было уготовано судьбой, но со всеми она справилась, всё пережила и не стала от этого жёстче, не потеряла оптимизма и желания делать людям добро. Своей жизненной историей и секретами позитивного настроя и поделилась с нашими читателями Надежда Адамовна.
«Маму я называла только на «Вы»
В Россонский район, а именно в деревню Ковали, семья маленькой Нади переехала ещё в далёком 1948 году. Прибыли аж из Гомельской области! а жили они раньше в Кормянском районе, в деревушке, которой сегодня и на карте-то нет, но помнит она, что на берегу реки Сож стояло это местечко. Папа был заведующим обоза, в котором 45 человек вели 40 коней к месту назначения. На Россонщину они прибыли через год после переезда в Витебскую область. В Ковалях папа стал работать в леспромхозе, который тогда только зарождался. Надя и её старший брат в то время уже были школьниками, так что сразу приступили к учёбе.
– Ох, какая тогда Ковали была деревня огромная – сколько людей, детей, магазинов, школа, много рабочих мест! Жилья нам сразу не дали, мыкались по съёмным комнатам. мама первое время не работала – хозяйством занималась. Через несколько лет папа построил дом, в котором сначала даже пола не было – песочек под ноги подсыпали. Потом пол из нечищеных досок положили. так мы его с мамой мыли, так нам хотелось домашнего уюта и чистоты! – начала свой рассказ Надежда Адамовна.
Детство пролетело быстро. В те времена взрослели рано – нужно было рядом с родителями плечом к плечу вставать и помогать выживать. Зарплата у папы была небольшая, мама тоже много трудилась.
– Родителей мы уважали, знали, как нелегко им приходится. Я на всю жизнь запомнила папин наказ, что маму надо называть на «Вы». Был один случай. Папа с фронта пришёл, а мы жили в такой нищете после войны, голоде! каждый вечер мама снимала с нас одёжку и вешала её около тёплой печки, чтобы «прокалить» одежду от всяких болезней. И мою рубашку она повесила после рубашки брата. Я заныла и стала упрекать маму: «Почему ты его одежду сначала повесила, а не мою?». Это услышал папа и сказал мне: «Мать тебе не ровня, ты должна её чтить и уважать. Как она решила, так и правильно!». И ещё отец приказал, чтобы с этого момента я маму называла только на «Вы» и до последнего дня её жизни я так и делала…
«В молодости была бойкой, но муж полюбил именно такую…»
...Надежда закончила 7 классов и сразу стала работать в леспромхозе. Сначала рубила сучки, после чай варила для работников леса, а потом поварихой была на одном из участков. В это время и познакомилась с будущим мужем, как и многие тогда, на танцах. Особых ухаживаний не было. Переглядывались да улыбались друг другу. а в один из вечеров, когда они возвращались с работы домой (Владимир тогда был трактористом леспромхоза), молодой мужчина сказал, что придёт в сваты вместе со старшим братом.
– Володя мой сиротой был, рос в детдоме. После войны они с четверыми братьями остались без родителей – мама умерла, отец погиб на фронте. По характеру он был очень добрый, заботливый. Любили мы друг друга очень. Кстати, жена старшего брата отговаривала Володю от женитьбы на мне, что, мол, семья моя небогатая, да и характер у меня был уж слишком бойкий. Но Владимир настоял на своём – кого люблю, на той женюсь, – с улыбкой вспоминает женщина.
Свадьба была скромной, а поскольку откладывать её молодые не хотели, устроили торжество прямо в разгар Рождественского поста. Так что мама невесты, которая была верующей и очень набожной, с иконой благословила жениха и невесту, но вот за стол на гулянье не пошла.
Первое время жили у старшего брата Владимира, потом два года – у родителей Надежды, позже – в общежитии. Через несколько лет глава семьи построил дом в Ковалях.
– Ой, и непросто нам было сначала! Муж уезжал на вахту в Верхнедвинский район на неделю, а я одна с ребёнком – и печку протопить, и хозяйство справить. Тяжело, но молодость давала силы. Несмотря ни на что, мы никогда не ругались, обо всём могли договориться, жили душа в душу.
Образование получала в 30 лет
Когда Надежде директор Ковалёвской школы, где она работала поваром, предложил получить образование в Полоцком торговом техникуме, то ей было около тридцати, она была замужем и растила двух сыновей-школьников. Но это не испугало молодую женщину. Сначала она сдала экзамены за восемь классов (заканчивала семилетку, а для техникума нужен был аттестат за восемь классов), а потом с лёгкостью поступила в учебное заведение.
– Володя был не против того, чтобы я училась, но поставил условие: во время сессии я через день должна быть дома, чтобы детей видела и мужа не забывала. Так и договорились. Я приезжала на автобусе до Заборья, он встречал меня на мотоцикле, а утром отвозил снова на остановку. Так и отучилась.
Сразу после техникума предложили работу в магазине, и Надежда согласилась. Ей нравился этот вид деятельности – общение с людьми, новые впечатления, хотя и работа более ответственная. Особенно тяжело было во времена дефицита, когда, например, в одни руки можно было давать только по половинке булки хлеба. Многие тогда обижались, не хотели понимать, что разнарядка - то сверху поступила, что это не прихоть продавца.
Но и это как-то пережила. Надежда всегда была оптимисткой, во всём находила положительные стороны.
– У меня подруга в Ковалях есть, так мы, как вместе собираемся, всегда поём. И все в деревне это знали, так что на всех праздниках мы с ней были желанные гости – песню затянуть, станцевать, посмеяться – это для души, для сердца! И вообще, я люблю людей, люблю общение, новые впечатления. Кстати, несмотря на то, что мы жили в деревне, по моей инициативе мы с мужем постоянно бывали на разных экскурсиях, ездили по самым знаменитым городам Советского союза. Где только не были! Киев, Ленинград, Москва, Пушкинские горы...
В любом возрасте можно жить интересно
...Больше двадцати лет нет уже с ней мужа, семь лет назад умер младший сын Валерий. Но в её жизни есть сын Александр, внуки, правнуки, любимая невестка Елена. Картинка судьбы переменчива. Ещё при жизни мужа они из Ковалей переехали в Клястицы. Здесь Надежда тоже стала трудиться в магазине, именно с этого рабочего места ушла на пенсию. С десяток лет назад она не представляла своей жизни без больших огорода и хозяйства. Корова, свиньи, свиноматки, куры, гуси – всё это было. Сегодня она живёт одна в маленьком домике, рядом небольшой огород, аккуратный цветник. Но главное, что женщина окружена любовью и заботой родных и близких.
– Мне повезло, у меня хорошие дети, невестки, внуки и правнуки. Старший сын живёт в Полоцке, младший всегда рядом был. Сегодня Валеры нет, но со мной рядом его жена Елена. Она золотой человек: столько мне от неё внимания, заботы, тепла достаётся.
Невестка Елена и внуки сами сажают и убирают картошку, а я так, по мелочи – прополю, полью огород, за цветами поухаживаю. Лена мне говорит, что пришло моё время жить свободнее, без больших хлопот. Зато я веду насыщенную культурную жизнь – хожу на деревенские праздники, вместе с другими пенсионерами езжу на экскурсии, посещаю концерты. В таком возрасте получать новые впечатления и жить активной жизнью – это счастье!
Были у меня и печали, и радости, но за всё я судьбе благодарна. И внуков своих учу быть более терпимыми, радоваться жизни, не жаловаться, а любить и уважать друг друга, тогда всем будет хорошо, – сказала в конце нашей беседы Надежда Адамовна.