Дорогую мамочку, бабушку, прабабушку Марию Григорьевну Стельмах
поздравляем с 88-летием!!!Драгоценная наша, как здорово,
что ты с нами! В любое время года ты согреваешь наше сердце лаской, нежностью и любовью. Не знаем таких слов, какими можно выразить то ощущение счастья, надёжности и заботы, которое у нас с самого детства. Можно просто сказать, что ты – близкий, любимый, дорогой человек для нас. От всей души поздравляем тебя с Днём рождения и желаем хорошего настроения, крепкого здоровья, тепла и уюта в доме. оставайся всегда такой же жизнерадостной. Ты самая любимая для нас!
Как много нежных слов и поздравлений
Сегодня ты услышишь в адрес свой.
Родная наша, с днём рождения!
Не описать, как дорожим тобой!
Себя побереги, просим, родная,
Обиды и невзгоды позабудь.
Пусть каждый новый день несёт улыбки
И счастьем будет озарён твой путь.
Ты, как всегда, полна забот,
Ведь жизнь давалась нелегко.
Ах, сколько трудных, тяжких дней
По сердцу твоему прошло!
Ты заслужила в жизни радость
На много дней уже вперёд.
Так будь же счастлива, здорова
И каждый день, и каждый год!
Дети, внуки, правнуки.
6 ноября в доме Марии Григорьевны Стельмах будет многолюдно и празднично. В этот день соберутся самые дорогие и родные люди, чтобы отметить 88-ой день рождения главы большой семьи Стельмах.
– Так было всегда,– говорит наша героиня. – когда жила в родной деревне, заходили соседи, не умолкая, звонил телефон, в гости заглядывали бывшие ученики, для которых я стала близким и родным человеком. В принципе, и сегодня ничего не поменялось, вот только соседи уже совсем другие, да и ученики просто поздравляют по телефону, так как больше двадцати лет назад я «сменила прописку», – с некоторой грустью в глазах говорит женщина. Мария Григорьевна родилась в конце 20-ых годов в деревне Замошье, которая в те годы была на территории Лепельского района. До войны женщина успела окончить четыре класса деревенской школы. А как только началась война, малолетняя Мария с мамой и бабушкой вынуждена была с другими жителями деревни прятаться в лесу. Жили в землянках, выживали, как придётся. За связь с партизанами многих мирных жителей немцы расстреляли.
– Я не один раз была на волоске от смерти,– вспоминает Мария Григорьевна. – Наверное, Бог берёг меня от смерти, один раз спасли «метрики», которые после смерти отца мама приказала всегда носить с собой. (Прим. автора. – отец Григорий Сергеевич погиб на Советско- финской войне.) Немец посмотрел в документ, сказал: «Киндер» и отпустил меня. Боялись, что, если немцы узнают, что в партизанском отряде мамин брат, – погибнем все. В свою деревню вернулись в 1944 году, после освобождения родного края. Но возвращаться -то некуда было, деревня была вся сожжена. Люди копали землянки, но, как потом я поняла, думали о будущем, о детях. так, первой появилась землянка-школа. Моей радости не было предела: я снова ученица, в пятый класс я пошла в землянку. Знания впитывала как губка, мне всё было интересно, писали на чём попало, читали обрывки старых газет. но как это здорово – учиться!
В будущем я и детям прививала эти качества – усидчивость, любознательность, любовь к книгам. я понимала, что образованный человек сможет добиться больших результатов в жизни. Люди потихоньку стали заживаться. Завидовала, если в семье были мужские руки, так как нам приходилось делать всё самим. На каникулах я косила в колхозе траву, всю мужскую работу выполняла. Нет того дела, которое не покорилось мне, – говорит Мария Григорьевна.
– После окончания семи классов я поступила в Лепельское педучилище, так как возможности учиться ехать далеко от дома в нашей семье не было. А здесь я могла ходить пешком. 25 километров – разве это расстояние? В понедельник рано утром шла на учёбу, а в субботу вечером возвращалась. Продукты, которые могла, мама давала с собой. Когда карточную систему стали отменять – не верилось, что сможем вволю хлеба поесть, – вспоминает Мария Григорьевна.
По распределению на работу молодой педагог попала в свою Замошьевскую школу. Это было в 1951 году. Родной коллектив встретил девушку очень тепло.
– Я была на седьмом небе от счастья, – всё мне здесь было близким и знакомым, – говорит женщина. – Методическую подготовку я по полной получила во время учёбы в училище, ну а какие-то нюансы в работе помогали преодолевать более опытные учителя школы. Я всегда с душой относилась к работе, любила очень своих учеников. Отношение тогда к учителям было немного другим – дети всегда ценили и уважали нас.
Как я ждала свою первую зарплату... Заранее знала, что отдам её маме. А вот с первых отпускных купила швейную машинку.
Замуж Мария Григорьевна вышла за местного парня, участника Великой Отечественной войны Сидора Андреевича.
– Человек он был отменный, надёжный, спокойный и добрый. До самой смерти моя мамочка Василина Васильевна и бабушка – мамина свекровь Аксинья Климентьевна – жили рядом с нами. А Сидор мой к этому с пониманием относился, никогда не упрекнул, да и они его очень любили и берегли. Для меня муж был не просто любимым ,но и другом, и помощником, и советчиком. Всю жизнь я была за ним, как за стеной. Возможно, поэтому и решилась на большую семью. С Андреевичем у нас родились пятеро детей. Воспитывали их в любви, но шалостей не позволяли. С детства приучали к труду и ответственности за свои поступки. Хотели, чтобы они получили достойное образование. В принципе, всё так и получилось: экономическое, медицинское, военное, образование получили наши ребята. Разлетелись из родного гнезда в разные стороны. К сожалению, троих деток я похоронила, – со слезами на глазах говорит Мария Григорьевна. – Не дай Бог никому подобное пережить. За полтора года схоронила дочку, сына и мужа, а недавно умер и второй сынок. Я дома не жила, моей пристанью было кладбище, где лежат мои самые близкие люди. Дочка Оля настояла, чтобы к ней переехала, в Россоны, вот я уже двадцать два года живу здесь. Благодарна дочкиной семье за понимание и поддержку.
Зять у меня золотой! Стараюсь не вмешиваться в их дела, их жизнь, хотя, конечно, для любой матери, сколько бы ни было лет ребёнку, он по-прежнему для неё ещё маленький. Старшая дочка, Наталья, живёт в Киргизии, часто езжу к ней в Бишкек, навещаю внуков в Америке. Очень им признательна за поддержку, благодаря им – детям и внукам – я и живу. У меня восьмеро внуков и одиннадцать правнуков.
Старший сынок в Афганистане служил – пережить нужно было, два года не спала. Закрою глаза, кошмары в голову лезут, но перенесла и это. Всё человек сможет преодолеть, тем более когда есть поддержка и понимание.
Часто перезваниваюсь со своими бывшими коллегами – справляемся о здоровье друг друга, радуемся за успехи детей и внуков, переживаем, если беда какая нагрянула. А на пятидесятилетие со дня открытия школы бывшие ученики собрали нас вместе в родном здании. Школы давно уже нет, но побродить по родным местам, увидеть близкие лица... Какое было удовольствие! Мы и плакали, и смеялись во время той встречи. Выпускники разлетелись по всему бывшему Союзу. Среди них деканы университетов, банкиры, директора заводов, учителя, врачи. Но главное, что ребята наши выросли достойными и порядочными людьми. Всей деревней поставили памятник погибшим в разных войнах жителям деревни. Жаль, конечно, что она доживает своё, как и тысячи маленьких неперспективных белорусских деревушек.
Сегодня Мария Григорьевна абсолютно современная бабушка, смотрит любимые телепередачи, читает журналы, общается по скайпу с внуками и старшей дочерью, по-прежнему верит, что только доброта спасает мир! И полностью уверена, что человек нужнее там, откуда его корни. как говорится, где родился, там и пригодился....
Пользуясь случаем, коллектив редакции районной газеты поздравляет Вас, уважаемая Мария Григорьевна, с наступающим Днём рождения.
Здоровья, благополучия и душевной теплоты Вам!!!
Р.S. За рождение и воспитание пятерых детей Мария Григорьвна Стельмах награждена «Медалью материнства» II степени.