В народе говорят: кто рано встаёт, тот долго живёт. И не случайно. Ведь это одно из правил долголетия. Накануне выхода газеты состоялась наша встреча с человеком, который в этом году встречает 91-ую весну. О войне, житье-бытье и, конечно, секретах долголетия наш разговор с Павлом Кирилловичем Кузьминым
(на снимках)из Лютьково, что на Горбачевщине.
До войны Павел Кириллович успел окончить пять классов, и его стремление постигать знания на долгие семь лет было приостановлено.
– Война…Сначала мы не очень понимали, что происходит: в деревне паника, люди, как мне казалось, в один миг стали какие-то задумчивые, мрачные – все понимали, что впереди нас ждали не самые хорошие времена. Нам, ребятне, хотелось хоть что-то сделать для взрослых, чтобы быть полезными. И когда мы узнали, что недалеко от деревни в болото самолёт сбросил ящики с патронами, мы поняли, что сможем чем-то помочь. Вместе со своими одногодками стали искать и поднимать со дна болота патроны. О наших действиях узнал Иван Фёдорович Кузяков, который был в то время завхозом в штабе бригады Охотина.
Наша помощь партизанам пришлась очень кстати. Позже Иван Фёдорович стал приносить поломанные лыжи, чтобы мы их ремонтировали. Мы меняли ремни, делали кольца на лыжные палки, – вспоминает сегодня Павел Кириллович. – Когда немцы стали подходить ближе к деревне, сельчане вынуждены были покинуть Лютьково. И сегодня сторожилы деревни благодарны Яше Шершневу, который предупредил жителей о надвигающейся опасности. Уходили ночью, взяв с собой только самое необходимое. Так мы оказались в Перевозе. После освобождения района я вместе с одногодками был направлен в Вязьму на строительство железной дороги.
Очень тяжело нам здесь пришлось – огромные физические нагрузки, недоедание, но все были в одинаковых условиях. И в нас жила великая сила надежды – надежды на освобождение, на победу. После освобождения ещё полтора года был в армии. Закончив службу, вернулся в родное Лютьково, к сожалению, оно было сожжено немцами. Но всё равно не передать словами, какая радость была в сердцах и душах людей. Строили мирную жизнь тяжело, с нуля, но какая гордость была за народ– мы победили, –говорит дедушка, а у самого слёзы на глазах.
– Отец мой работал председателем в колхозе, старшие сёстры выучились на учителей. Они и настояли, чтобы и я пошёл учиться, – говорит Кириллович. – Благодарен своей супруге, которая восприняла идею сестёр положительно. Так я уехал в Полоцк учиться на десятников-строителей. Окончил с отличием, и меня направили на работу в Ветрино. Пять лет отработал техником-строителем. Когда умер отец, вынуждены с семьёй были вернуться на свою родину. Сначала был мастером. Когда хозяйство Горбачевщины стало самостоятельным, мне предложили пойти прорабом в совхоз. Так до пенсии я здесь и «завис», – улыбается Павел Кириллович. – Всё, что «подняли» в Горбачево, – моих рук дело.
Работе отдавал себя не жалея, дома только ночевал. Хозяйство и дочки были на моей Полине Валерьевне. Большое спасибо ей за то, что смогла сохранить наш семейный очаг. Хорошие дочери выросли у нас, получили образование, устроились в жизни.
– Да и папа маму любил, – вступает в разговор младшая дочь Нина Павловна. – Он маму на руках носил, пылинки с неё сдувал. Мама была более твёрдая и уверенная в себе женщина, папа– мягкий и добрый, видимо, такой тандем и выдержал почти шестьдесят лет совместного брака. Когда мама умерла, с мужем приехали к отцу, – добавляет Нина Павловна. – Оставили уже взрослых детей в Питере и «рванули» в деревню. Спасибо мужу, который был на моей стороне и согласился поехать со мной. Вот уже восьмой год мы в Лютьково. В город папа не хотел ехать однозначно.
– Что мне в потолок смотреть там, в городе, – говорит дедушка.
– Без дела мой папочка не сидит, – добавляет Нина Павловна, – утром дров принесёт, печку растопит.
– А что, я смерти сложа руки буду ждать? – добавляет Павел Кириллович и говорит дочери, чтобы чайник ставила.
– Я и дрова поколю, вот за зиму две телеги расколол, не спешу никуда, потихоньку. Кто меня в шею гонит? Дочушке тяжело одной с нами, зять инфаркт недавно перенёс, я старый – попробуй за двоими ухаживать, а так всё ж что-нибудь подсоблю по дому. Очень благодарен дочери, что не бросает меня. Старшая, Зина, тоже приезжает, внуки наведываются. В жизни без дела никогда не сидел, всегда находил себе работу. Озеро недалеко, если была свободная минутка, то рыбачил. Младшая дочка «заразилась» рыбалкой от меня. Помоложе был, так соревновались с ней, у кого больше рыбы попадётся. Бывало, что и проигрывал, – улыбается Павел Кириллович.– Есть у меня одна нехорошая привычка – курю. Давно курю, Нина ругается на меня, а я бросить не могу.
Один раз попытался, так плохо себя чувствовать стал. Решил – умирать буду, а сигарету не брошу. Поэтому если ещё не начали курить, то и не стоит, трудно бросить потом, – даёт совет дедушка. – Жаль, что зрение стало ухудшаться, без очков уже не прочитаю газету. А всегда любил читать. В остальном жизнь идёт своим чередом: рождаются правнуки, взрослеют внуки и, к сожалению, стареют дети. А мы живём, сколько Бог отмерил. И каждый из нас в ответе за прожитые годы, – сказал в завершение разговора дедушка.
Уважаемый Павел Кириллович, пусть впереди ещё будет не одна весна! Здоровья и благополучия Вам и близким людям !