Рыбакам со стажем хорошо известны особенности озера Россоно. К берегам водоёма в тёплые майские дни не приходит, пожалуй, только ленивый, а опытные рыболовы-любители буквально здесь живут. Цель – подцепить на крючок заветного карася. Однако не редки случаи, когда вместо удочки и долгих посиделок у озера предприимчивые граждане используют ускоренный вариант – сети и браконьерские ночные выезды на лодках. В один из дней на минувшей неделе государственные инспектора Верхнедвинской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира решили провести профилактическое мероприятие. К участию в нём они пригласили корреспондента районной газеты. Вместе с защитниками природоохранного законодательства мы отправились тралить сети на россонское озеро.
В таком необычном, но заманчивом мероприятии сотрудники районной газеты участвовали впервые. А потому, отправляясь на него, я слегка волновалась: как всё пройдёт? Экипироваться по всем правилам не удалось из-за отсутствия опыта участия в таких водных путешествиях. Но защитники флоры и фауны пришли на помощь – выделили резиновые сапоги и спасательный жилет. Пока я разбиралась с обмундированием, заместитель начальника Верхнедвинской МРИ Александр Денисёнок, старший государственный инспектор Владимир Гончеронок и водитель Николай Горшков готовили лодку к спуску на воду: монтировали днище, надували, цепляли мотор. Прежде чем сесть в лодку, для меня провели инструктаж: «Во время движения не вставать, не опираться и не садиться на борты лодки», – объяснили сотрудники инспекции.
После наставления спустились на воду, мерно застрекотал мотор под управлением Александра Денисёнка – и мы отправились в путь. Вырулив из зарослей камыша, Владимир Гончеронок взял «кошку» и опустил её в воду. Подъезжая к одной из пристаней, оборудованных местными жителями, инспектора решили заглянуть в камыши. Густая растительность лодке не мешала. В зарослях имеются своеобразные тоннели, или прокосы, как пояснили мне, их специально делают, чтобы удобно было выставлять сети. Буквально прочесав несколько метров такого искусственно созданного тоннеля, мужчины обратили внимание на качающиеся в воде поплавки. Ещё мгновение, и из воды инспектор достал рыболовную сеть. В запрещённой снасти находилось два вполне внушительных размеров серебряных карася.
Выпутав из сети рыбу, её отпустили в водоём, а сеть сложили в мешок. при этом в обязательном порядке присутствует видеофиксация. Сотрудники инспекции пояснили, что во время запрета на лов рыбы вред, причинённый природе, рассчитывается в троекратном размере. Таким образом, одна особь спасённого карася равна трём базовым величинам предотвращённого природе вреда. Отправляемся дальше патрулировать браконьерские тоннели. Подходим ближе к причалам, заглядываем в каждый подозрительный уголок.
–Рыба на нерест идёт в берег. Поэтому если браконьеры и ставят сети, то только недалеко от берега. Да и особенность этого водоёма такова, что карась ловится не везде, а только в нескольких местах. Там мы и потралим, – рассказывает мне Владимир Анатольевич. Пока разговариваем, лодка подходит к небольшому причалу. Вокруг ничего подозрительного, чья-то деревянная лодка затоплена, поэтому на ней вряд ли кто-то выезжал. Отходим дальше от берега и снова бросаем «кошку».Лодка набирает скорость. И вдруг Владимир Гончеронок подаёт своему коллеге сигнал. Глушится мотор.
Вместе с «кошкой» из воды показывается сеть, а в ней снова серебряные караси. Инспектор начинает искать начало запрещённого орудия рыболовства. Однако быстро это сделать не удалось – одна сеть заканчивалась, другая, привязанная к ней, начиналась. И так шесть раз. Признаться, такому повороту событий была удивлена не только я. Даже многое повидавшие инспектора были слегка ошарашены. Нам потребовалось более часа для того, чтобы выпутать из сетей рыбу. В итоге незаконный улов состоял из более полусотни серебряных карасей, одного окуня и одного леща.
По средним подсчётам, общий вес рыбы мог составить порядка 25 килограммов. А вот штраф и вред, причинённый природе, – порядка пяти тысяч рублей. –Этого улова с лихвой хватило бы на уголовное дело, – отмечает Александр Денисёнок. – Если судить по тому, куда нас привело начало сети, то её выставляли с этого причала, – указывает на берег мужчина и добавляет, – видите, там и лодка стоит, на ней скорее всего и плавали ночью браконьеры. Не факт, что уже сегодняшней ночью они сняли бы своё «имущество». Сеть с рыбой может находиться в воде несколько дней.
Вода ещё холодная, да и карась – рыба живучая. Поэтому даже если после сетей чешуя немного повреждена , ничего страшного. К слову, связанными сетями была полностью перекрыта заводь, а это больше 500 метров. Видимо, здесь орудовали браконьеры, для которых незаконное ремесло поставлено на промысловый поток. Тем временем к нам подъезжает Александр Денисёнок. Инспектора решают прочесать правый берег от пирса. И снова – мерёжки. Одна, вторая… Отъезжаем чуть дальше. По торчащей из воды палке понятно: здесь стоит ещё одна мерёжка. В улове, как и ранее, золотые караси. Не проехав и пятидесяти метров, наша лодка вновь «обросла» запрещёнными снастями. Едем их выгружать. На берегу ожидает водитель. Инспектора выгружают снасти и вытаскивают из воды лодку.
Наш профилактический рейд закончен. Подводим итоги. В незаконном улове браконьеров могли оказаться 68 серебряных, 35 золотых карасей, по одной особи щуки, окуня и леща. Конфисковано 770 метров рыбацких сетей, четыре мерёжки и буч. По средним подсчётам, предотвращено вреда природе на сумму 19 тысяч 624 рубля. Все снасти, которые инспектора достали из воды, будут высушены, пробиркованы, и их бесхозную судьбу решит суд. –Наша работа состоит не только в том, чтобы выявить нарушение и задержать браконьера. Работаем на предупреждение.
Водное богатство Россонщины состоит из 220 озёр и шести малых и больших рек. Такие мероприятия профилактической направленности проводятся периодически на водоёмах двух районов – Россонского и Верхнедвинского. В этом нам помогают и арендаторы, которые собственными силами также тралят сети. Но всё же мы должны «достучаться» до сознания человека. Куда приятней выйти на водоём с удочкой и просто посидеть для удовольствия, а не прятаться по ночам, расставляя и собирая запрещённые орудия. Природа – наш дом, и мы должны относиться к ней бережно, а не губить, – в завершение нашего совместного рейда обозначил Александр Денисёнок.