ИНТЕРВЬЮ

НАТАЛЬЯ АСТРОВСКАЯ - ПЕДАГОГ У КОТОРОГО ХОЧЕТСЯ УЧИТЬСЯ

27 августа 2018 | 2677 | Маргарита Алексеева | 3259 | 3 | 0 | 5 | 14 | 183 | 204

К сожалению, я не принадлежу к числу бывших учеников учителя математики Россонской средней школы Натальи Сергеевны ОСТРОВСКОЙ. Хотя и у меня были прекрасные педагоги, которые на протяжении десяти лет делали всё возможное, чтобы мы понимали и с уважением относились к  «царице наук».  Наталью Сергеевну я запомнила молодым учителем с неизменной доброжелательной улыбкой на лице, с которой постоянно встречалась в гулких школьных коридорах и кабинетах. Сегодня она – неординарный педагог, совмещающий в себе огромный преподавательский опыт, внушительный объём знаний и по - настоящему творческое отношение к процессу преподавания математики.  Таких, как Наталья Сергеевна, называют просто – Учитель с большой буквы.   

 

– Наталья Сергеевна, почему среди множества педагогических специальностей Вы остановили свой выбор именно на учителе математики?
–  Во-первых, я всегда отдавала предпочтение точным наукам. А вот написать сочинение по литературе или подготовить доклад по истории для меня было проблемой. Немаловажную роль сыграли учителя, что вели у меня математику в Мотылёвской «восьмилетке» и в Россонской средней школе. Это Раиса Гавриловна Волкова и Сергей Емельянович Чуднов. К счастью, Раиса Гавриловна ещё жива. Иногда мы с ней встречаемся: она приезжает на дачу в д. Булынино. Несмотря на возраст, очень оптимистичный и добрый человек, которому я безмерно благодарна. Так же, как и Сергею Емельяновичу. Тем ученикам, которые хотели получить знания, он их давал  в полном объёме и на высоком профессиональном уровне. Умирая, Сергей Емельянович завещал мне, уже молодому педагогу, все свои книги по математике и методике её преподавания. Его сыновья выполнили просьбу: учебниками и методической литературой своего учителя я пользовалась долгие годы. 
И, конечно же, сама того не зная, на мой выбор профессии повлияла моя мама, Александра Владимировна Зыгман. Она была учителем начальных классов, хотя по жизни ей пришлось вести  разные школьные предметы.  Честно говоря, мама была против того, чтобы я шла в учителя. Но на своей точке зрения она не настаивала. Окончательный выбор всегда был за мной. 


– И на какой ВУЗ выпал Ваш выбор?
–Витебский государственный педагогический институт.  В тот год конкурс на физико-математический факультет составлял около трёх человек на место.  Но мне хватило знаний, чтобы успешно сдать вступительные экзамены и пройти конкурсный отбор. 


– Физико-математические факультеты педагогических ВУЗов всегда считались одними из самых сложных. Чем, кроме учёбы, были заполнены Ваши студенческие годы?
–  Лично я училась с удовольствием и без каких-либо проблем. Времени хватало и на учёбу, и на отдых, и на общественную работу. Ведь ещё на втором курсе меня выбрали заместителем секретаря комитета комсомола института. Должность ответственная и хлопотная, но мне нравилось быть среди ровесников и в центре событий. 
Педагогическую практику два года подряд  проходила в школе №1 Городка. Приходилось давать открытые уроки как по математике, так и по физике. Как правило, представители администрации школы оценивали их на «отлично». Но только после уроков математики я выходила налегке и с эмоциональным подъёмом, а после уроков физики от напряжения моя спина, как правило, была мокрой от пота. С того времени я для себя  решила, что буду учить детей только математике. Так по жизни и случилось.  


– Расскажите о Вашем первом месте работы...  
– Сначала я не собиралась домой: меня направили в Сенненский район. Но в это время Россонский районный отдел образования возглавил Анатолий Михайлович Гончаренко. Вот он мне и сделал заманчивое предложение: часы математики в Горбачевской средней школе.  Я подумала и согласилась. Но после перераспределения меня ждал «сюрприз» в виде приказа о назначении на должность  организатора по воспитательной работе. Пусть на полставки и пусть в качестве дополнения к уже имеющимся часам по математике,  но новость просто выбила меня из колеи. Но тогда молодым специалистам спорить с начальством было не принято: поплакала вечер и приступила к работе.  Спасибо педагогам Горбачевской школы, которые не только радушно приняли меня в свой сработавшийся, опытный коллектив, но и помогали во всём. Особенно часто я ощущала поддержку и помощь учителей русского языка и литературы Юлии Филипповны Волковой и Галины Игнатьевны Быховец, а также учителя математики Петра Филипповича Малащенко. Очень сильные и талантливые были педагоги. В общей сложности в Горбачевской школе я отработала семь лет.


– Каким образом Вы попали в Россонскую среднюю школу? 
– Просто мужу предложили работу в «Сельхозтехнике», и мы переехали из Горбачево в райцентр. Я находилась в декретном отпуске, когда раздался звонок и мне предложили выйти на работу в Россонскую школу в качестве воспитателя группы продлённого дня. Я согласилась. А в следующему учебном году меня перевели на ставку учителя математики.  И с тех пор уже ровно тридцать три года я работаю в Россонской средней школе. А мой общий педагогический стаж составляет более 40 лет. Называю эти цифры и сама с трудом в них верю... 


–  Какими были Ваши первые выпускники?
– Необыкновенными, весёлыми, талантливыми. Ведь мне сразу дали классное руководство в выпускном десятом классе. У своих ребят я также вела математику. Помню, уже на первом уроке они у меня уточнили: «Правда, что Вы будете нашей классной?»  Я сказала: «Да». А они: «Не берите нас: мы плохие!» Представляете? Но мы с мальчишками и девчонками быстро нашли общий язык. Я постаралась стать для них не только учителем, но и старшим товарищем.  Лена Толстошеева, Люда Пэк, Света Рожкова, Володя Синкевич, Оксана Ходанёнок, Лена Пэк, Сергей Матулевский... Этих и других ребят из того класса я не забуду никогда.

Помню, в августе, когда они уже разъезжались,  муж вышел на крыльцо и зовёт меня.  Я думаю: «Что случилось?» Выхожу и вижу около двери огромный букет гладиолусов в трёхлитровой банке. Такое не забывается! Как и не забывается приглашение Сергея Матулевского на проводы в армию, армейские письма Коли Алексеенко... У нас и сейчас с ребятами сохранились тёплые отношения, хотя прошло более тридцати лет.  Сложно поверить, но некоторые из них уже бабушки и дедушки. 
– Вы помните всех своих учеников?
– Практически да. И очень горжусь, что большинство из них нашли своё место в жизни, стали уважаемыми людьми, занимают ответственные должности как у нас в районе, так и за его пределами. Приятно осознавать, что  в их успехе есть скромная частичка твоего труда.  Значит, всё было не зря. 


– У Вас накоплен огромный опыт преподавания такого сложного школьного предмета, как математика. На Ваш взгляд,  каковы обязательные условия  успешного овладения детьми математическими знаниями?
– Уже на первоначальном этапе надо вложить в головы ребят аксиому, не требующую доказательств: «Математика – это серьёзно». Она похожа на клубок ниток: если не поймёшь одну или две темы, то рано или поздно провалы в знаниях вернутся бумерангом и двигаться дальше уже будет невозможно.  Также  на уроке математики должна быть просто железная дисциплина. Если её нет, то все усилия бесполезны. И , конечно же, не обойтись без дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Когда учитель работает лишь на среднего ученика, то мы «теряем» как способного и хорошо мотивированного, так и слабого.


– Каким образом Вы это делаете?
– Начну с того, что сильных ребят я практически не спрашиваю на уроке. А зачем? Я и так знаю их уровень  подготовки. Просто для таких детей у меня всегда наготове дополнительные задания повышенной трудности, выполнение которых требует от них определённых усилий.  На уроке больше внимания я уделяю слабым детям и детям со среднем уровнем развития. Формулу или задачу вместе с ними мы можем разбирать несколько раз, пока она не станет понятна каждому.   


– Вы – «жадный» на хорошие оценки педагог?
–  Думаю, что нет. Один и тот же ученик у меня может получить и «единицу», и «десятку». Всё зависит от его знаний и подготовки к уроку. Правда, справедливости ради хочу сказать, что «десятки» я ставлю не часто.  В основном ребятам, которые способны показывать олимпиадный уровень. А вообще, на мой взгляд, оценка в школе – это достаточно субъективная величина. Она имеет значение только тогда, когда подкреплена реальными крепкими знаниями. 


–  Наталья Сергеевна, Вы упомянули олимпиадное движение. По Вашему мнению, что нужно, чтобы подготовить призёра, например, областной олимпиады по математике?  
– Непростой  и многогранный вопрос. Прежде всего, как можно раньше разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка.  Если у него есть определённые природные данные, активная познавательная потребность, огромное трудолюбие, а также он испытывает радость от умственного труда, то ребёнок может стать потенциальным участником олимпиадного движения. Но благодатная почва – далеко не всё. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической, практически ежедневной. Необходимо дать талантливому ученику основные алгоритмы, принципы и правила, по которым «играет» математика.

К слову, это может сделать не каждый, а только очень сильный, способный к постоянному самообразованию учитель.  Затем теоретические навыки необходимо до автоматизма отрабатывать на практике, или, как говорят, набивать руку.  Ещё одна немаловажная деталь – кропотливая работа будет только тогда результативна, если отношения между учителем и учениками станут  партнёрскими.
Я где-то слышала удачное сравнение, что школьная программа – это физкультура, а олимпиадное движение – спорт высоких достижений. Представляете, сколько надо времени, сил и труда, чтобы вырастить олимпийского чемпиона. Не меньше их надо потратить, чтобы подготовить победителя республиканской или международной олимпиады.  
– Только что в нашей стране закончилась вступительная кампания.  Как Вы думаете, в чём причина невысоких баллов, которые набирают наши выпускники на централизованном тестировании?
– Школа – это всего лишь база для подготовки к ЦТ. Тому, кто усердно работал на протяжении всего обучения, готовиться проще. Тем не менее любые знания требуют систематизации. К сожалению, школьная программа не может в полной мере предоставить условия для получения навыка прохождения тестов. Для работы с ними необходимы специальные умения, и их можно получить, используя другие методы.

Основной из них – самоподготовка. Я искренне считаю, что в настоящее время при должном трудолюбии и усердии каждый старшеклассник даже без репетитора способен качественного подготовиться к ЦТ, которое, к слову, стало гораздо проще, чем в первые годы. Я часто привожу в пример моего бывшего ученика Серёжу Широкова. Первых девять лет его сложно было назвать старательным ребёнком, а в десятом  классе его как будто подменили. Когда одноклассники отдыхали, Сергей корпел над тестами.

Повторял темы, прорешивал задания прошлых лет, разбирал, повторял, обращался ко мне с постоянными просьбами дать новые задачи, что-то объяснить. У парня была цель, и он её достиг – стал студентом-бюджетником  Белорусского государственного национального университета. В этом году Сергей окончил три курса ВУЗа. У него всё получается и в учёбе, и в спорте.  Парень нашёл силы «сделать» самого себя, и данный факт не может не вызывать восхищения. Поэтому при желании всё возможно.

 

Искать похожите статьи:

Читатели данную статью не комментировали...

Оставить комментарий


ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
Елена Кириллова
1983

ИЗВЕЩАТЕЛЬ СПАС ЖИЗНИ, НО СЕМЬЯ ОСТАЛАСЬ БЕЗ КРОВА.

ПОГОДА В РОССОНАХ
КОММЕНТАРИИ
кабелка София Витальевна писал(а):Мне очень понравилась статья о моих бывших учителях. Я хочу попросить редакцию узнать. о дальнейшей судьбе моих учителей Нины Устиновны и Николая Никифоровича. Буду очень благодарна! vsdargel@yandex.ru...
Пётр писал(а):Браво, заголовок то что нужно!!!...
Яна писал(а):Очень интересно ...
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ