С момента наступления календарной зимы прошло почти две недели, так что «переобуться» в зимние шины должны были успеть даже те, кто делает это с некоторым опозданием. А так как погода в конце осени была нестабильной, многие заезжали на шиномонтаж задолго до 1 декабря. Несмотря на то что на улице холодно и слякотно, мы решили проверить, в какие шины и когда «переобулись» россонские водители, отправляясь в рейд совместно с сотрудником ГАИ.
– Хочу отметить, что большинство водителей в этом году отнеслось к своей безопасности серьёзно. Однако нарушения изредка всё же встречаются, – говорит старший инспектор по административной практике ОГАИ Россонского РОВД Павел Сидорик. – С 1 декабря выявлено девять нарушений, связанных с использованием летних шин. Некоторые из привлечённых к ответственности водителей установили зимние шины только на передней оси автомобиля, на задней же осталось "лето". Но такая экономия влияет на безопасность, поэтому по закону "сезонная смесь" является административным правонарушением. Большинство водителей, которые ещё не сменили шин, объясняет эту причину нехваткой денег. Но ведь личная безопасность должна быть превыше всего, – сетует госавтоинспектор.
Наш рейд сегодня проходит по райцентру. В этот день благодаря плюсовой температуре дороги чистые. Нет снега и наледи. Но погода меняется каждый день, милости от неё зимой ждать не приходится. Поэтому участникам дорожного движения нужно всегда быть начеку. Наш маршрут лежит в сторону Садовки. Наблюдаем неприятную картину – мужчина идёт по проезжей части.
– Мы Вам не мешаем? – спрашивает прохожего Павел Владимирович. Мужчина с первого раза не расслышал обращения к себе и только спустя некоторое время отреагировал на замечание.
–Ой, извините, иду в больницу, – говорит пешеход. И быстро сворачивает на обочину.
– Вот видите,– негодует инспектор, – эта дорога с большим машинопотоком, и, судя по тому, как мужчина отреагировал на обращение, у него проблема со слухом. Поэтому лучше не рисковать жизнью и идти по обочине дороги.
Инспектора привлёк автомобиль, который Павел Владимирович и останавливает. Проверяет документы. С ними всё в норме, но вот задние боковые стёкла затонированы, что является нарушением. Это и послужило водителю предупреждением о возможных штрафных санкциях, если тонировка не будет снята.
– Давно поменяли колёса на зимний вариант? – интересуюсь я у молодого человека.
– Мне самому не пришлось этого делать, – говорит парень, – буквально неделю назад купил машину, шины были уже сменены. Но я и так знаю, что зимой летняя резина «не прокатит», – улыбается молодой человек и садится в автомобиль.
Павел Владимирович останавливает следующую автомашину, за рулём которой находится женщина. Инспектор проверяет документы – всё в порядке, колёса на автомобиле также «переобуты». Очень радует, что очередная встреча с водителем прошла благополучно.
Пока есть свободная минутка, интересуюсь у инспектора, какое наказание ждёт водителя за «непереобутые» колёса.
– Сегодня штраф за неиспользование зимней резины сравнительно небольшой – от 0,1 базовой величины. 0,5 базовой величины грозит владельцу машины, на которой установлена зимняя резина с высотой протектора менее 4 мм, – говорит инспектор. – Согласно Правилам дорожного движения, сезонная смена шин обязательно должна производиться на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилях с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусах с технически допустимой общей массой до пяти тонн, – добавляет милиционер.
Наше внимание привлекает автомобиль, который движется без номерных знаков. Павел Владимирович пытается его остановить, указывая на это водителю жезлом регулировщика. Но,к удивлению, автомобиль снижает и так небольшую скорость, но не останавливается. Едем вслед за ним. Метрах в двухстах пятидесяти водитель всё же остановился.
– Гоню машину в ремонт, – выходя из авто, говорит мужчина. – Да я не один еду, впереди меня сын сопровождает.
Смотрю на колёса, резина, на мой взгляд, в норме, не считая спущенной передней шины, а вот опытный глаз инспектора замечает, что на задней оси разные протекторы у шин. Это также недопустимо на дороге. Идёт проверка документов. В нашем случае не всё так хорошо, как хотелось бы лично мне: отсутствует отметка о прохождении гостехосмотра, нет страховки на машину, не установлен регистрационный знак, не в порядке тормозная система. Я недоумеваю: как можно на таком автомобиле ехать из Миорского района, даже если впереди тебя «страхуют»? Павел Владимирович занимается оформлением соответствующих документов.
По наблюдениям сотрудников Госавтоинспекции, есть водители, которые шин на зиму не меняют, а просто не ездят в плохую погоду. Машины они оставляют возле дома или в гараже и могут выезжать зимой во время оттепели или весной, когда снег растает. Если обследовать парковки возле жилых домов, практически на каждой из них найдётся один или несколько таких «подснежников».
И снова мы работаем в тандеме с инспектором, проверив документы у очередного водителя. Я интересуюсь, насколько своевременно он сменил летнюю резину.
–Безопасность прежде всего, –говорит мужчина, представившись Русланом. – В прошлом году я ездил на «всесезонке». Когда пару раз не смог тронуться с места, понял, что не хочу больше экономить на своей безопасности и жизни людей. В этом году приобрёл уже зимние колёса, правда, покупал не самые дорогие, – добавляет мужчина.
И снова у нас новый водитель, у которого с документами всё в порядке. Меня, как и в начале нашего рейда, интересует вопрос о целесообразности замены резины на летнюю и зимнюю.
– Я за рулём более двадцати лет, – говорит житель Полоцка, представившись Казимиром Владимировичем. – «Переобулся» полтора месяца назад, потому что безопасность для меня важнее любых призывов. Думаю даже, что проблема летних шин не так в снеге, как в том, что их состав не рассчитан на холода. Такая резина просто дубеет и перестаёт нормально работать. А это значит, что сцепление даже с чистой дорогой ухудшается, – добавляет опытный водитель.
Пока мы в дороге по райцентру, госинспектор говорит о том, что опытные водители знают: смену шин нужно производить заблаговременно.
– Я бы советовал, – говорит Павел Владимирович, – владельцам машин «переобувать» все четыре колеса и не экономить на безопасности. Не стоит экспериментировать и ставить разные по сезонности покрышки на разные оси автомобиля. Ведь зимняя дорога таит в себе больше опасностей, чем летняя. – добавляет госавтоинспектор.
За рулём едет девушка, Павел Владимирович делает знак для остановки автомобиля. Проверяет документы, всё в порядке. Меня, как и прежде, интересует вопрос зимней резины.
– Мне ещё до первого декабря поменяли шины, – улыбается водитель. –Как поездила в прошлом году по снежной каше на «всесезонке», больше не хочу, – добавляет девушка.
В этом рейде мы тормозили как иностранные, так и отечественные (советские) машины. Лично меня результат порадовал: все водители оказались «обуты» по сезону, более того, на сознательность многих повлияли не столько правила и законы, а также погодные условия, сколько личная безопасность. Мол, на закон надейся, но и сам не плошай.
«Безопасность дороже всего», – во время сегодняшнего рейда такая реплика звучала из уст каждого автовладельца.