О чередную годовщину переправы армии Наполеона через Березину и сражения на Брилевском поле в ноябре 1812 года отметили под Борисовом военно–исторической реконструкцией. Третий год подряд в своеобразном театре военных действий участвуют известные краеведы из Полоцка, братья Алексей и Андрей Буховецкие.
Та далёкая битва на Брилевском поле стала настолько знаковой, что во французском языке появилось новое слово – «berezina», означающее крушение всех надежд. 35 тысяч человек, а это представители разных европейских государств, составили потери армии. Прах убитых, замёрзших предан нашей земле. Это место посещают главы различных дипломатических миссий. Вот и в 206–ю годовщину цветы к подножиям четырёх возведённых в мемориальном комплексе «Брилевское поле» памятников возложил Чрезвычайный и Полномочный Посол Французской Республики в Беларуси Дидье Канесс вместе с представителями Минского облисполкома и Борисовского райисполкома. А затем он наблюдал «сражение».
К слову, последний фестиваль собрал рекордное количество участников. На Брилевское поле вышло больше 700 человек, пехота, артиллерия и кавалерия. Лошадей зарубежным реконструкторам предоставили местные конюшни, животные прошли десятки тренировок. Одним словом, эмоции зрителей просто переполняли. Где ещё встретишь канониров в высоких медвежьих шапках, щеголеватых улан и гусар, позирующих в седле, кирасир в белых колетах, железных кирасах, выкрашенных чёрной краской, в кожаных касках с гребнем из конского волоса?
– Участие в реконструкции сражения на Брилевском поле позволило нам найти единомышленников из числа французских историков, – рассказывает Андрей Буховецкий. – Их особенно интересуют исторические факты и места, связанные со сражением под деревней Клястицы. К сожалению, о данной баталии не так много известно. А мы с братом отдали огромное количество времени, изучая ход одной из самых значимых битв Отечественной войны 1812 года. Поэтому у нас есть чем поделиться с историками. Также не исключается их приезд в Клястицы. Специалисты мечтают побывать на месте сражения, познакомиться с имеющимся в школьном музее и не только материалом.