В феврале наша газета запустила проект «150 лет Россонской школе», приуроченный к юбилею учреждения образования. Не одна сотня ребят получила путёвку в жизнь, завершив учёбу в ней, не один десяток интересных и талантливых людей несли знания и тепло сердец ученикам в разные годы. Нет на свете прекраснее и благороднее профессии, чем учитель. С самого первого вступления на порог школы именно он заменяет самого дорого человека – маму, становится всем для ребёнка: родителем, учителем, примером для подражания. Об одном из таких педагогов – Алле Алексеевне Доминич – сегодня наш материал.
«Учитель, дни жизни
своей, как один,
Ты школьной
семье посвящаешь…»
– Вспоминаю своё детство, свою семью, где слово «учитель» произносилось с великим уважением, – начала разговор Алла Алексеевна Доминич. – «Вот пойдёшь в школу, – говорила мама, – тебя учительница научит читать, и ты всё будешь знать».
– Я очень долго ждала своего первого школьного дня. И вот он наступил. Я вся нарядная, если так можно сказать, ведь на дворе был второй послевоенный учебный год, за ручку шла с мамой в свой первый класс.
Жили мы тогда недалеко от церкви, а школа была через дорогу, напротив современного храма Вознесения Господня, – продолжает наш разговор Алла Алексеевна. – После войны там был детский дом, вот в нём временно и находились школьные классы. Но восстановление былого здания школы шло полным ходом. Оно, в принципе, и было на территории сегодняшней школы, но учебные классы размещались немного иначе, чем сейчас. Став ученицей, я поняла, что мама была права: учительница знает всё. Как же с ней было легко учиться! А уж как интересно в походах, экскурсиях, в труде. И как становилось спокойно на душе, когда она была рядом! – делится своими впечатлениями о первых школьных годах Алла Алексеевна.
– После смерти своих родителей папа решил перевести их дом в Россоны, чтобы у нас было собственное жильё. Подвёл его под крышу, но полностью восстановить не успел – погиб в автомобильной катастрофе, – со слезами на глазах вспоминает женщина. – Сразу очень трудно пришлось маме одной поднимать на ноги троих детей. Со старшей, Ядей, мы были погодками, а младшую, Галину, сразу после похорон взяла к себе бабушка. Но постепенно время затягивало раны, мама свыкалась с тем, что в семье она была и за мать, и за отца. Жизнь пошла своим чередом. Но мечта стать учителем меня не покидала. Если в начальных классах я просто играла в школу и копировала все жесты и слова своей любимой учительницы Веры Эдуардовны Воротынской, то уже старшеклассницей, мысленно прорисовывая своё будущее, нигде, кроме как у доски, я себя просто не представляла. А как иначе? Я ведь помню слова Веры Эдуардовны: «Быть тебе, Аллочка, учительницей!»
– Наш класс был неплохой, – вспоминает женщина, – все стремились хорошо учиться. Возможно, это заслуга учителей, а может, просто подбор такой попался. С теплотой и любовью вспоминаю своих классных руководителей Степана Яковлевича Малашенко и Сергея Емельяновича Чуднова, учительницу химии и биологии Валентину Кирилловну Шкиндер. Молодым специалистом приехала она к нам учительствовать, современная, красивая. Одним словом, нравилась она нам… Помню Татьяну Фёдоровну Малахову – учительницу русского языка и литературы, и, конечно, нашу учительницу белорусского языка и литературы Клару Брониславовну Михайлову – «Бондаровну», так мы её называли любя. Красивая, строгая…
«…Нет в мире
радостнее дела,
Чем воспитание души!»
– Окончив десять классов, документы повезла в Витебский педагогический институт, факультет выбрала химико-биологический, – говорит Алла Алексеевна. – Учиться было легко и интересно, но домой ездила очень редко: не было транспорта, да и денег не хватало на частые поездки. Хорошо, если на каникулах удавалось выбраться. Но жили весело, ведь годы студенчества поистине самые лучшие годы. Как мы радовались, когда узнали, что вместо четырёх лет обучения нам ещё год добавили! После распределения всячески не хотелось ехать домой. Стеснялась, наверное, встречаться со своими учителями в новом статусе – коллеги. Поэтому выбрала Миорский район, попала в Волковскую восьмилетку. Жила на квартире, шестьдесят рублей получу, тридцать отдам хозяйке. Два года там отработала, а потом захотелось поближе к родине. Но Россонский район в то время присоединили к Полоцку, поехала в гороно проситься поближе к дому. Предложили восьмилетку во Владычино. Коллектив там мне нравился, в основном все молодые учителя. Там я «застряла» на три года. А потом волею судьбы встретилась с Алексеем Ивановичем Шпаковым, который и предложил мне вернуться в Россоны.
Тем более что район восстанавливался и в отдел образования требовались сотрудники. Так я попала в заведующие методическим кабинетом. По приезде в Россоны вышла замуж и ушла в декретный отпуск. Кстати, со своим мужем, Василием Павловичем, в браке прожили 46 лет, воспитали двоих детей, обоим дали хорошее образование. Но какие раньше были отпуска, – говорит Алла Алексеевна, – полтора месяца посидела и вышла на работу, благо свекровь помогла ребёнка до садика посмотреть. Это было в 1971 году. Я вышла уже в Россонскую школу, так как мечта работать с детьми всё же пересилила. Химия, биология, сельскохозяйственный труд и, конечно, классное руководство в 7 «В» получила я «в награду», переступив порог школы.
–Тоня Можейкина, Галя Вечерская, Шпаков, наш славный Шпачок, так все ласково называли его, Миша Игнаткевич, Виктор Ващенко,– перечисляет своих учеников Алла Алексеевна. – Хорошие ребята были, самостоятельные и ответственные. Потом был новый класс: Лена Косаревская, Света Шершнева, Галя Малашенко, Олег Мацулевич, Сергей Серебро, – вместе с учительницей рассматриваем лица на школьных фотографиях. – Мне нравилось с детьми работать. Проблем с дисциплиной у меня никогда не было. Выпускала класс за классом, снова набирала пятиклашек – «вэчек». А потом мне захотелось поработать в «А» и «Б» классах. Я набралась смелости и спросила у директора о такой возможности. Предложили «Б» класс, который выпускала Мария Борисовна Миронович, и я с радостью согласилась. Очень хороший класс, я бы сказала, что за всю историю моей педагогической деятельности это был самый сильный класс.
Представляете, три золотые медалистки – Таня Вечерская, Ира Миронович, Таня Головня – и серебряная медаль у моей Рады. Оксана Воронина, Оксана Веснова, Света Язвинская, Ира Паршенко, Алёша Аверкович, Саша Гореликов, Андрей Писарёнок, Толик Баранов и бессменный староста Оля Филлипова, – продолжает учительница, а я всматриваюсь в лица красивых детей и листаю альбом дальше. – На этих детей я могла положиться как на саму себя. Они и комсомольские собрания проводили, и активными были в культурной и спортивной жизни школы.
«Нам школа строить
и жить помогает»
– Несколько иначе перефразирую я знакомые всем строки, – улыбается Алла Алексеевна. – На работе я всегда выкладывалась по полной. Проверок пережила – просто не счесть, от министерских до районовских. Помню, одно время моему методисту очень нравились темы уроков, на которых мы с ребятами опыты проводили, аж 19 уроков подряд она у меня посетила, – вспоминает педагог.
–А сколько детей тогда было в школе, в две смены с трудом всех детей могли принять! А спортивные перемены! Помню, классный руководитель должен построить свой класс перед уроками в коридоре, и дети под музыку делали зарядку. Может, какая польза от них и была, не знаю. Хотя, пока ребёнок придёт на уроки из Корзуново или Синиц, он уже так «зарядится» энергией, что зарядка – это лишнее для него. А помните, когда в школе уроки самообслуживания были? Все кабинеты, кроме физики и химии, дети после уроков убирали сами – и подметали, и влажную уборку делали. Все без исключения: и девочки, и мальчики. А питание… Деньги за питание собирали сначала учителя, а в старших классах уже сами ребята этим занимались. Но, помимо классной жизни, я ещё и в учительском хоре пела. Я, конечно, никогда не была солисткой, – говорит Алла Алексеевна, – а вот хористка была отменная. А как же, если сама директор школы поёт. В то время было распространено проведение концертов педагогических коллективов. Школ-то немало в районе в то время насчитывалось, можно было «развернуться».
Когда я только пришла в отдел работать, было шесть средних, одиннадцать восьмилеток и тридцать три начальные школы. Представляете? На пенсии я работать не стала, закончила учебный год и ушла на заслуженный отдых. Никогда не забуду слов Анны Ивановны Петровой, которая как-то сказала: « Кто работал на износ, тот выработался до пенсии». Заслужила свой отдых и ушла. И ни разу не пожалела, что свою жизнь связала с педагогикой. Работать с детьми – это быть молодым душой, это быть везде и во всём примером для них. Я считаю, что настоящий учитель не только учит, он всю жизнь учится сам, не тот, кто постоянно воспитывает, а тот, кто помогает ребёнку стать самим собой. Думаю, что у меня это получилось. Пусть не обижаются те ребята, которых я не успела назвать. Я помню каждого из вас, всегда радуюсь вашим успехам и достижениям!