ОБРАЗОВАНИЕ

НЕЛЛИ ОРЛОВА: "Я ВСЕГДА БЫЛА НА СТОРОНЕ УЧЕНИКА"

4 октября 2019 | 1262 | Голос Россонщины | 976 | 20 | 0 | 3 | 3 | 155 | 213

Районная газета продолжает публикацию статей специального проекта, посвящённого 150-летию Россонской средней школы.  Наша нынешняя собеседница  –  Нелли Егоровна Орлова (на снимке). Она  –  представитель  исключительной «гвардии» россонских педагогов, о которых и по сей день благодарные  ученики  говорят с особым трепетом в сердце, с придыханием.  Учительский стаж Нелли Егоровны  по современным меркам просто неподъёмный  –  40 лет, из которых без малого 24 года она посвятила Россонской средней школе. 

 

 

Горькие  воспоминания

Нелли Егоровна родилась за пять лет до начала Великой Отечественной войны  в Ушачском районе, в глухой деревеньке Апонасковичи, в крестьянской семье. 
–Жили мы небогато. Семья была большая. Отца забрали на Финскую войну. Долго не получали от него никаких известий, но вскоре он вернулся домой. Как сейчас помню тот день: в нашем доме собралось много односельчан, а я сижу у папы на коленях, – вспоминает Нелли Егоровна. – Отец с войны вернулся инвалидом, он едва не погиб в бою под Вышним Волочком. Поэтому, когда началась Великая Отечественная война, его в армию не взяли, был партизанским связным. 
Как и многие, чьи детские годы выпали на военное лихолетье, Нелли Егоровна не забудет ужасов, которые творили фашисты с мирным населением. 
–Помню, как холодно и голодно жилось в землянках, как во время карательных экспедиций прятались в болотах, как отступали до Ушач. Легендарный партизанский прорыв, реки крови, убитые люди, мёртвые дети, среди которых немало новорождённых, ещё в пелёнках...  Но мы как-то справились с этими лишениями. Правда, во время войны  умер мой младший братик, а уже после войны – и младшая сестра от менингита, – с горечью говорит моя собеседница. – После Победы начала налаживаться мирная жизнь, в семье родилось ещё двое детей –  мои младшие братья Александр и Владимир. 

Гранит науки… 

–После войны всех детей из нашей деревни собрали и отправили в первый класс. В школу нужно было ходить за два километра, а ни поесть-то, ни надеть что на себя было нечего. Бегали за наукой и голодные, и босые. На зиму из обувки – лапти из лозы. Мою первую учительницу звали Людмила Ниловна. Она была очень красивая и статная женщина, мы все её любили, – рассказывает Нелли Егоровна. – В классе вместо парт – сбитые козлы, на всю деревню – один букварь . Но это не мешало «грызть» гранит науки, да и, нужно сказать, учёба мне давалась легко. 
Семь классов Нелли Егоровна оканчивала уже в Горбатице, деревня находилась за пять километров от Апонасковичей. Особенно преуспевала прилежная ученица в языках, в том числе и немецком. Поэтому  в числе шестерых учеников Горбатицкой школы она также отправилась в Полоцк поступать в педагогическое училище.  
–Во время экзаменов жили в спортивном зале, нам выдали тюфяки. Питались «подушечками», хлебом и водой. Сдавать нужно было абсолютно все школьные предметы. Как сейчас помню: написала диктант на четыре балла. Меня подозвал один из преподавателей, дал предложение: «Иди же к невским берегам, новорождённое творенье…» и попросил расставить знаки препинания. Я всё сделала правильно, но не смогла ответить, что эти строки из «Евгения Онегина» Пушкина. Да и откуда мне было знать, ведь окончила я всего-то семь классов. Но это обстоятельство никак не повлияло на мою оценку. Я успешно выдержала все вступительные испытания, меня зачислили в педучилище с предоставлением стипендии и общежития, – говорит Нелли Егоровна.  

… и любовь всей жизни

Нелли  Егоровна и в педучилище  проявляла  пытливый ум. Особенно любила она немецкий язык, а вот математика нелегко поддавалась филологическому складу ума. Но как бы там ни было, она находилась у преподавателей на хорошем счету и за четыре года учёбы ни разу не оставалась без стипендии. 
В педучилище Нелли Егоровна встретила свою судьбу. Россонский парень Вячеслав Орлов первым обратил внимание на голубоглазую весёлую девчушку. Всё чаще в гурьбе студентов они вместе шли в педучилище или возвращались в общежитие, встречались во время танцевальных вечеров. Такие особые знаки  Нелли Егоровна не могла не заметить и вскоре приняла дружбу.
–Со Славиком мы начали дружить, когда он был на четвёртом курсе, а я  на третьим. Мы все были одинаковые, нищие, скромные. Это была настоящая красивая дружба, без вольностей, – с улыбкой и горящими глазами замечает моя собеседница. – Славик с отличием окончил не только Россонскую школу, но и педучилище. Сразу после госэкзаменов его зачислили в Витебский педагогический институт на заочное отделение физмата. По распределению он попал в Улльский район. Он работал, я училась. Во время осенних сельхозработ, мы тогда находились в колхозе в Освее, мне пришла от Славика телеграмма: «Ухожу в армию приезжай Вячеслав». Меня отпустили раньше, и я поехала в Полоцк. Небольшой прощальный он сделал в столовой, которая находилась  напротив  педучилища, нас было семь человек. Всю ночь мы с ним проговорили, а в три часа он уехал на поезде, мы все его провожали. Его забрали в морфлот, и нам предстояла разлука в течение долгих пяти лет. 

После окончания педучилища молодую учительницу начальных классов направили в Браславский район, в Турчиловскую школу. 
–После двух лет службы мой моряк в отпуске приехал ко мне. Он даже не предупредил меня, а сделал сюрприз. Второй раз пришёл в отпуск осенью 1956 года, и мы решили расписаться. 16 октября в Друйске зарегистрировали свои отношения официально, небольшой вечер устроили в классной комнате, среди приглашённых – учителя Турчиловской школы. Через год Славика тоже отпустили со службы на побывку домой. Я забеременела, но решила рожать, хоть мужу ещё и оставался год службы. 6 апреля 1958 года на свет появился наш первенец – сын Володя. Он продолжил наше с мужем педагогическое дело, стал учителем физики и математики, – с гордостью  отмечает Нелли Егоровна. 

На  родину  супруга

–После демобилизации мы с супругом решили обосноваться на Россонщине. Нам предложили работу в Буховской школе. Так в августе 1958 года мы оказались в живописном заборском крае. Стали заживаться, купили дом, а потом построили новый. Муж умел делать всё – и обсаду, и крышу накрыть. Здесь же, в Бухово, родился наш второй сын Игорь, – говорит моя собеседница. – 12 лет отучительствовали в Буховской школе. Вячеслав Васильевич сначала вёл математику и физику, а затем стал директором школы. Я вела немецкий язык и пение, потом заочно поступила на филологический факультет Великолукского пединститута, стала преподавать русский язык и литературу. 
Как-то приехал в нашу школу заведующий роно Степан Кузьмич Никуленко. Побывал у меня на уроках и предложил нам с мужем переехать в Россоны. Я немного колебалась, ведь в старших классах никогда не вела уроков, но Степан Кузьмич меня успокоил: «Я у Вас побывал на уроках. Не боги горшки обжигают. Уроки Ваши не хуже, чем наших россонских учителей». Он сказал, что в школе новый директор – Клара Брониславовна Михайлова, новый завуч – Нина Павловна Григорьева и крепкие языковеды – Порфирий Николаевич Зайкин, Надежда Тарасовна Прибыткина, Анна Ивановна Петрова, которые всегда помогут и подскажут. 
За несколько месяцев семья Орловых обосновалась в Россонах, купили дом и с нового учебного года стали работать: Вячеслав Васильевич – в роно и школе, Нелли Егоровна – в школе. 

Ученик – это личность

–В Россонскую школу я пришла молодая, всегда следила за собой. Помню, как только стала работать в Россонах, сразу же купила белые сапожки, – с улыбкой вспоминает моя собеседница. – Для меня главным было – это наладить контакт со старшеклассниками. Нужно сказать, и они ко мне присматривались. Но я никогда с учениками не конфликтовала, обращалась с ними, как с равными. Может,  поэтому я быстро завоёвывала у школьников и взаимопонимание, и уважение, и доверие. Уроки вела всегда без шпаргалок, если читала лекцию, то никуда не подсматривала, если цитировала наизусть, то от начала до конца, всё по памяти. Нередко мои уроки посещал Порфирий Николаевич – педагог-ас. Он никогда не сделал мне замечания, всегда хвалил, а услышать из его уст слово «Молодец!» было выше всяких похвал. Когда он заболел, мне дали его класс,  выпускной. А нужно было и литературу сдавать, и сочинение писать. И мы стали готовиться. Даже домой ко мне ребята приходили. Все хорошо сдали экзамены, потом меня родители учеников благодарили, что хорошо их детей подготовила. 
В старших классах было несколько параллелей, много детей училось из деревень, жили в интернате. Многие получили высшие образование.
–Я всегда была на стороне ученика. Вижу, ну нужна ему четвёрка для поступления. Иногда через себя переступала, но потом это оправдывалось.  Нередко слабеньких поддерживала, вместо тройки поставлю четвёрку.  Потом в следующий раз он  приходит  через урок-два, подготовлен совсем по-другому и заслуженно получает свою крепкую четвёрку, – замечает Нелли Егоровна. – Я никогда не оскорбила своих учеников. Всегда сопереживала им, понимала и сильных, и средних, и слабых. Нужно уважать и любить ученика. Ребята чувствуют и видят, как к ним относится учитель. 
«А были ли у Вас любимчики?» – интересуюсь у своей собеседницы.
–В моей учительской практике такой категории не существовало. Во-первых, были очень большие классы – по 32 человека. Любимчик в каком смысле? Знает много или как человек, общественник? Я любила всех одинаково и требовала от них  только одно – знания. Если я кому-то одному уделю внимание или проявлю слабинку, другие ребята сейчас же заметят. Дети – очень умные и чувствительные, они всё замечают и понимают. 
За мою педагогическую деятельность было столько учеников, многих уже и не вспомню. Из первых выпусков – Саша Бондарев, Володя Курбан, Володя Мурашко, Нина Дащёнок, мои медалисты – Витя Пудов, Сергей Гурин, Таня Мурзо.  Многие из моих учеников выбрали также филологический профиль и стали учителями. Это Светлана Шершнева, Лена Прибыткина, Таня Михайлова. Другие тоже стали педагогами, например,  Оля Лазаренко, некоторые работают в Россонской школе – Лена Гирель, Таня Тихоненко. Не помню, сколько выпустила классов за время своей работы…  
Мои ученики очень часто писали мне из армии, в основном те, кто служил за границей. Это Серёжа Серебро, Славик Бардадынов, Юра Крылов и другие. Я всем отписывала,  рассказывала школьные новости, про учителей. 

Отличный коллектив 

Нелли  Егоровна   продолжительное время являлась руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы всего района, так как по итогам аттестации ей была присвоена квалификация «Учитель-методист».  Приходилось составлять планы проведения открытых уроков. 
–Учителя не особо-то любили проводить открытые уроки, ведь это какая ответственность и переживания. Например, в Россонской школе их давали Лариса Ивановна Жогло и Анна Ивановна Петрова, в  Клястицкой школе – Лира Степановна Лопатина, Вера Кирилловна Михайлова, она потом работала в Россонской школе, в Краснополье – Раиса Павловна Тимощенко, в Янковичах – Валентина Фоминична Павлыго, – говорит Нелли Егоровна. – Нередко вспоминаю и свой открытый урок, который давала для директоров школ по  творчеству Чернышевского  для двух параллелей.  Тогда только начинали на уроках применяться технические средства. В новой школе у меня был  кабинет №7. Шторы – чёрные, из технических средств – фильмоскоп. Мой урок понравился всем. 
Нередко уроки посещали работники райкома партии. Дети первых лиц района учились у меня в классе, равно как и учительские дети. 
В Россонской школе работал коллектив единомышленников, который составляли  и администрация, и учителя, и ученики, и между которыми была дружба. 
Все педагоги были умными, эрудированными и справедливыми. Клара Брониславовна – строгая, но справедливая, принципиальная, и не только по отношению ко мне, но и к другим педагогам.  Если видит, что нужна помощь, обязательно поможет. Если сделает замечание, то тактично и всегда один на один, не унизит перед коллегами. Потом директором школы стал Дмитрий Фёдорович Кузяков – душа-человек. Помню, попросится на урок литературы в старшие классы и говорит: «Я иду учиться!» 
А завучи какие у нас были! Нина Павловна Григорьева, Валентина Николаевна Платонова, а затем Зинаида Андреевна Иваненко. Зинаида Андреевна – строгая и мудрая женщина. Она знала все предметы, поэтому с лёгкостью могла разобрать любой урок, не только математики , но и языка. С ней всегда можно было и поговорить, и посоветоваться, и поспорить. 
С теплотой вспоминаю наших организаторов – Маргариту Григорьевну Домнину, Елену Фёдоровну Аверкович, а также языковедов Галину Петоченко и Людмилу Макутову. Может, кого и не назвала, но пусть не обижаются, ведь годы берут своё и не всё уже помнишь, –  с грустью заметила Нелли Егоровна.

Главная награда 

За сорок лет педагогического стажа у Нелли Егоровны накопился не один десяток наград – грамоты, благодарности, медаль «За трудовое отличие».  Всё аккуратно сложено и бережно хранится, равно как и не одна сотня фотографий, отображающих школьную жизнь.   Но своей главной наградой моя собеседница считает  то, что ученики помнят своего учителя.  И пусть сегодня они состоялись в жизни, вырастили детей, стали дедушками и бабушками, но с теплотой вспоминают те уроки русского языка и литературы, которые проводила Нелли Егоровна и  которые по сути стали уроками жизни….

 

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ