ОБЩЕСТВО

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СМАРТФОНУ В ШКОЛЕ?

15 октября 2019 | 608 | Алёна Бородулькина | 357 | 1 | 0 | 0 | 1 | 75 | 76

Высокие технологии стремительно развиваются. Сегодня мобильные телефоны перестали уступать по своим характеристикам планшетам, ноутбукам и компьютерам, а функция «позвонить» стала в «мобильнике» далеко не основной. Смартфоном теперь никого не удивишь: современное мобильное устройство есть практически у каждого. Не в новинку оно и для дошколят, не говоря уже про школьников. Смартфоны прочно вошли в жизнь и взрослых, и детей. Но вместе с популярностью они создали массу поводов для дискуссий. Стоит ли запрещать смартфоны в школе? Как сделать так, чтобы ребёнок не играл в гаджет на уроке?

«В телефонах сидят там…»

Тема мобильных телефонов в школах обрела новое звучание буквально месяц назад, когда учащиеся начального звена одного из учреждений образования Гомеля довели учителя до нервного срыва. Фрагменты видео с урока были выложены в социальную сеть. Что «закрутилось» дальше, мы все хорошо знаем из информационных ресурсов. На одном из совещаний Президент страны Александр Лукашенко высказал своё мнения о происходящем, обращаясь к чиновникам:
 «Дело не в той учительнице, а в том, что вы не услышали меня (…), что у нас бардак в школе. Вы что, ждёте ещё, как в Столбцах у нас произошло? А начинается отсюда – с издевательства над учительницей. И ещё на камеру снимают и выкладывают в сеть. И это в четвёртом классе… В телефонах сидят там… Неужели вы не понимаете, у вас же свои дети, что телефон и прочие гаджеты в школе – это не только отвлечение от занятий. Они перестают думать. Они же считать не умеют, таблицу умножения не знают, потому что открывают телефон и перемножают там. Или ищут ответы на вопросы. Неужели это нельзя понять? У меня сын президента ни разу телефон в школу не взял», – высказался глава государства.
После конфликта в гомельской школе и вмешательства Президента учителя восстановили на работе, а директор школы и пятеро чиновников сферы образования Гомельщины лишились своих должностей. 

Правила никто не отменял

Использовать мобильные телефоны во время уроков и на перерывах в учреждениях образования страны запретили ещё весной. Соответствующий приказ (от 11 марта 2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования») был подписан министром образования Игорем Карпенко после трагедии в столбцовской школе.  В пункте 2.3 указано, что учреждениям общего среднего образования необходимо внести «в правила внутреннего распорядка для обучающихся положения об ограничении использования ими средств мобильной связи во время учебных занятий  и перерывов между ними». Разные учреждения образования реализуют этот пункт по своему усмотрению. Например, в правилах внутреннего распорядка Россонской школы говорится о том, что при входе в школу ученик обязан перевести свой мобильный телефон в режим беззвучного вызова или попросту его выключить, а перед началом учебных занятий и мероприятий  спрятать телефон в ранец, а не класть его на парту.   


В перерыве между занятиями школьник может воспользоваться телефоном, но только для оперативной связи с родителями, родственниками и руководителями внешкольных учреждений, в которых они занимаются. В правилах также указано, как и где можно поговорить по телефону на перемене. 
– Правила внутреннего распорядка размещены в свободном доступе на сайте учреждения образования. Каждый родитель может их открыть и ознакомиться, – отмечает заместитель директора по воспитательной работе Елена Таратутко. –  Сначала правила доводятся до классных руководителей на начало учебного года, а затем они  ознакамливают с ними родителей на родительских собраниях и детей на классных часах. 
Также в правилах внутреннего распорядка прописано, что «ответственность за обеспечение сохранности мобильных телефонов лежит на их владельцах. Учреждение образования не несёт ответственности за сохранность телефонов, принадлежащих обучающимся, кроме случаев передачи их на хранение работникам школы». 


– Насколько дорогим будет мобильный телефон у ребёнка – это дело исключительно родителей и возможностей их семейного бюджета. Но в нашем учреждении образования не созданы надлежащие условия для хранения «мобильников». Когда учитель собирает мобильные телефоны, он берёт на себя ответственность за их сохранность.  Мы против специальных ящичков для телефонов. Почему? Во-первых, в нашей школе не имеется специальных ящичков, где для каждого телефона имеется отдельная полочка. Их приобретение – довольно затратная статья в финансовом плане. Во-вторых, не всегда добросовестны и учащиеся. Поручиться за то, что он положил целый телефон, а забрал, например,  с  трещиной на экране  и обвинил в том учителя, мы не можем, – комментирует Елена Николаевна.  – Сейчас мы стали больше обращать внимание на то, как дети используют мобильные телефоны во время перемен. Старшеклассники выполняют правила внутреннего распорядка по использованию «мобильников» на переменах и к предъявляемым требованиям относятся вполне адекватно. Но учащиеся 6-8 классов всё ещё пытаются во время перемены включить мобильный и поиграть.  Дежурные администраторы  обращают на  это внимание, но не в приказном порядке. Не нужно использовать только метод кнута. Дети должны понять и сами прийти к этому, но об этом нужно постоянно говорить и напоминать. Как говорится, вода камень точит. 


В век современных технологий сказать, что мы совсем не будем использовать мобильные телефоны, нельзя. Нельзя бросаться из крайности в крайность. Почему не использовать возможности смартфонов, если это будет на благо учебного процесса?


На благо учебного процесса

Многие педагоги считают, что запреты в школе – вещь очень неблагодарная. Чем больше запрещать – гаджетов, украшений и прочего, – тем изощрённее подростковый ум будет работать в сторону отвоёвывания свободы. Такого мнения придерживается и учитель белорусского языка и литературы Татьяна Пальчевская. 


– Запрещать ничего нельзя. Мы живём в эпоху информационных технологий. А потому сказать детям, что пользоваться телефонами нельзя, недопустимо. Но когда «мобильник» мешает проведению урока – это другое дело. Понятно, что, идя на урок, ребёнок выключает телефон. Но…  У нас новые учебники по белорусской литературе, где имеются QR-коды, и некоторые задания мы выполняем с помощью мобильных устройств. То есть ребёнок может использовать свой смартфон с пользой. Здесь плюс и учащемуся, и учителю, потому что быстро и легко можно проверить правильность выполнения задания. Из личного опыта скажу, что дети с удовольствием выполняют такие упражнения. И это, в свою очередь, дисциплинирует школьника. Если разрешаешь ему достать мобильное устройство, то он занимается исключительно заданиями и в отведённое на то время, – говорит Татьяна Юрьевна. –  Когда дети используют телефоны для того, чтобы просто поиграть, особого развития в этом нет. Может быть только зависимость, а этого нельзя допускать.  Ни один родитель не купил своему ребёнку мобильный, чтобы он стал от него зависимым. Он купил для того, чтобы быть с ребёнком на связи, и на переменках дети вполне могут взять телефон и пообщаться с родителями либо повторить какую-то информацию, особенно старшеклассники. В этом плане мобильное устройство – только во благо учебного процесса. И педагоги, и родители, и учащиеся – мы заинтересованы в том, чтобы было всё-таки здоровьесбережение и чтобы психика подростка, скажем так, была достаточно мобильной, впитывала в себя ту информацию, которая на самом деле будет их развивать и им помогать. А учитель должен помочь школьнику стать взрослее и мудрее,  чтобы дети ориентировались в этом интернет-пространстве, а не «зависали». Просто нужно выбрать правильное направление. Но всё это должно контролироваться. В школе телефон допустим и нужен как средство помощи для решения целевых задач на уроке с разрешения учителя. ну а дома решают родители, в каком объёме и на какое время оставить своего ребёнка тет-а-тет с «мобильником». 
Каждый день, приходя на урок, здороваешься с детьми и обязательно напоминаешь, чтобы все  отключили телефоны и положили их в сумки и ранцы. Если возникла необходимость решить какое-то задание посредством «мобильника», достаём и работаем. Дети адекватно реагируют на такие требования, без истерик и проблем.  
Думаю, что вытащить телефон среди урока – прерогатива учащихся младших классов, когда им хочется поиграть. Но и им можно объяснить. С детьми всегда можно договориться, – подытожила учитель.  


Глас  школьников…

К слову, на каждой двери учебного кабинета Россонской школы имеется значок с перечёркнутым телефоном. А это значит, что мобильное устройство запрещено использовать за дверями учебного кабинета. Однако исключение составляют ситуации, когда телефон нужен как электронное средство обучения. 
Например, учащаяся 9 «А» класса Ангелина Иванова всегда с собой в школу берёт смартфон, но пользуется им только тогда, когда необходимо позвонить. 

– Мы все знаем, что во время урока нежелательно использовать «мобильник» в личных целях. Перемены использую исключительно для отдыха или подготовки к следующему уроку, в «игрушки» на телефоне не играю, потому  что это отвлекает, забываешь то, что ты делал дома, и это отражается на уроке и конечном итоге  – оценке,  – размышляет Ангелина. – То,  что нежелательно пользоваться телефоном на уроках, правильное решение. Телефон очень отвлекает. И, можно сказать, тормозит учебный процесс. Конечно, есть и те, которые пытаются во время урока заняться своими делами в телефоне. Но учитель сразу это видит и делает замечание. Вечером могу немного посидеть в телефоне и заняться своими делами, но это непродолжительное время. Обычно сижу в «Инстаграм» и  на канале «Ю-туб». Если нужна какая-то дополнительная информация для выполнения домашних заданий, то в помощь поисковые системы «Гугл» и «Яндекс».  В соцсетях обычно общаюсь с друзьями или просматриваю статьи с полезной информацией. 


У учащегося 11 класса Егора Парфёнова своё видение ситуации с «мобильниками» в учреждении образования. 
– Сидение в телефоне в целях развлечения – занятие не для меня, максимум – это почитать книгу. Смысл мобильного телефона в том, чтобы по нему звонить. Возможно,  я смогу найти для себя в социальных сетях важную информацию, например, замена какого-то урока, замена учителя. В основном использую мобильный телефон как средство связи и получения дополнительной полезной информации, – констатирует Егор. – Телефон мне нужен, чтобы позвонить маме, папе, чтобы они меня вовремя забрали из школы, потому что я живу в 13 километрах от райцентра. На уроках нельзя пользоваться телефонами, и я с этим абсолютно согласен. Урок для того, чтобы учиться, получать новую информацию.  Мы понимаем, что 11 класс, нужно сдавать экзамены, надо усвоить максимальное количество информации, поэтому не до развлечений. 
Когда я нахожусь дома, то телефон служит для меня как модем, ведь у нас нет Интернета, поэтому телефон использую как передатчик, чтобы сделать работу на компьютере. Если в этом плане, то использую постоянно, потому что в компьютере мне нужно найти дополнительные сведения или информацию для подготовки к урокам физики и математики. Не всегда хочется тратить большие деньги на сборники. Или, например, я не понимаю решения задачи, поэтому  без гаджета обойтись сложно. В школе я пользуюсь нечасто, стараюсь найти необходимую  информацию дома.  

Нужны?!. 

Конечно, речь не идёт о том, чтобы школьник проводил время на уроке или перемене, «расстреливая» криперов, пищерных пауков, странников  и зомбаков или листая картинки в соцсетях. Всё же делу время, а потехе – отведённый для этого час, но никак не учебное время.
Проблема, с которой приходится сталкиваться, когда школьник приносит телефон в школу, – социальное неравенство, особенно среди младших школьников. Обладатели смартфонов новейшей модели автоматически становятся «круче»,  чем те, у кого телефон попроще. И это в корне неверно: дети получают авторитет не за счёт знаний, а за телефон. В этом случае будет правильным, если школьнику объяснят, и в первую очередь в семье, что гордиться «навороченным» телефоном и считать остальных хуже себя нельзя. 
Однако тотальный запрет на использование любых гаджетов, в том числе и смартфонов, в школе может привести к обратному результату: мотивация ученика не повысится, а, напротив, упадёт. Потому что когда гаджеты «изгоняются» из школы, между ней и «внешней» жизнью возводится стена. Получается, что современные технологии могут использоваться только для развлечения, им нет места в школе. Это далеко не так. Смартфоны должны служить образовательному процессу, а не препятствовать ему...

 

 

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
Елена Кириллова
346

В РОССОНАХ ОТМЕТИЛИ ДЕНЬ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Маргарита Алексеева
279

РОССОНСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПРИМУТ УЧАСТИЕ В СЪЁМКАХ ТЕЛЕПРОЕКТА "Я ЗНАЮ"

Голос Россонщины
237

СДЕЛАЙ СЕЛФИ И ВЫИГРАЙ СМАРТ-ЧАСЫ!

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ