Встретиться с врачом-инфекционистом районной больницы Александром Бийчуком (на снимке) непросто: в эти дни он занят всегда – ведёт приём больных в поликлинике, работает в отделении. Всё же доктор нашёл время для журналистов.
Правда, на беседу – не больше часа, и то с утра, потому что потом он экипируется и отправляется в инфекционное отделение, в которое нам вход строго-настрого запрещён.
По словам Александра Владимировича, больных с коронавирусной инфекцией там нет, а вот с пневмонией несколько человек лежит. И это не какой-то всплеск. Просто сейчас – сезон ОРВИ, который в связи с отсутствием климатической зимы затянулся.
Статистика: на 24 апреля в районной
больнице находятся три человека
с пневмонией. Анализы на наличие
коронавирусной инфекцией взяты,
ожидаются результаты.
– Если в больницу привезут первых заболевших, Вы лично, персонал готовы к встрече с такого рода инфекцией?
– Абсолютно. Страха никакого нет. Мы ещё не сталкивались с такими пациентами, только предполагаем, насколько тяжело может протекать болезнь, поэтому относимся к коронавирусу очень серьёзно и знаем, как действовать. Хотелось бы, конечно, чтобы Россоны остались чистой зоной, но люди неправильно себя ведут: поехали гулять по рынкам и торговым объектам Полоцка, Новополоцка, Витебска, к бабушкам едут внуки, к родителям – дети. а стоило бы выдержать изоляцию. Думаю, нас пока спасает то, что мы не «дышим» друг другу в спину, если можно так выразиться. Всё же дома построены разобщённо, пусть и не все, и люди стараются соблюдать дистанцию. на рабочих местах приняты профилактические меры.
– Понятное дело, что сейчас каждый опасается за свою жизнь и при малейшем чихе желает сделать снимок, анализ на COVID-19, даже платно… Нужно ли?
– Если человек чувствует себя здоровым, но его «гложет» чувство страха, не надо стремиться сдать анализ на коронавирус и быстрее делать снимок. Это никак не повлияет на ваш шанс выздороветь, а осложнить ситуацию может сильно. Например, вы можете заразиться, пока будете сдавать анализ. Больница на сегодняшний день – рассадник инфекций, как бы там стерильно ни было. Зачем туда лишний раз ходить? Достаточно соблюдать меры предосторожности, о которых сегодня говорят везде. Если действительно чувствуете себя плохо, вызовите врача, который решит, что делать дальше. Поверьте, при малейших подозрениях вас направят на снимок, который сразу прочитают и возьмут анализы. Я работаю в непосредственном контакте с больными, но на наличие вируса анализов не сдавал.
– В районной больнице такие анализы делаются?
– Да, конечно. Берётся мазок из носовой и ротовой полостей, пробирки и сопроводительные документы отправляются в Витебск. Если что-то экстренное, ответ приходит сразу.
– Как понять, что ты заболел, что есть угроза жизни?
– Это самое сложное. Пока нет одышки (нехватки воздуха), пока беспокоят лишь слабовыраженные простудные симптомы – скорее всего, угрозы нет. Но лучше не рисковать и вызвать врача. Как «поведёт» себя болезнь, будет зависеть от иммунитета человека, от его здоровья и наличия хронических болезней, качества питания.
Первоначально у людей появляются жар, кашель и некоторые другие простудные симптомы. На этом этапе вирус вызывает непосредственное заражение и повреждение клеток в лёгких. Некоторые пациенты поправляются после этого момента, а у других начинается сильное воспаление в лёгких и осложнения в других органах, и это может быть опасно для жизни. Похоже, что таким образом проявляется реакция иммунной системы на вирус.
Но у разных людей заболевание может протекать с различной тяжестью.
Имеются случаи, когда молодые очень тяжело переносят болезнь, а есть примеры, когда 90 - летние старики становятся на ноги. У многих заразившихся вообще нет никаких симптомов. То есть вирус в их организме присутствует и даёт положительный результат при тестировании, но сами пациенты являются только переносчиками и никак от него не страдают.
Если болезнь протекает очень тяжело, у пациента резко повышается температура, она может достигать 40 градусов. Потом начинается сухой мучительный кашель.
На вторые сутки появляется одышка, которая может перейти в тяжёлую степень. тогда больного немедленно надо перевести в отделение реанимации и подключить к аппаратам. У таких пациентов, как вы знаете, очень страдают лёгкие, они нуждаются в постоянном реанимационном уходе и кислородной терапии.
– Почему вирус влияет на людей так по-разному?
Это может быть проблема не столько возраста, сколько общего состояния здоровья, потому что есть 20-, 30- и 50-летние, которые, несмотря на свой относительно молодой возраст, болеют достаточно тяжело. У пожилых людей вообще больше проблем со здоровьем. От того, как конкретная иммунная система человека реагирует на вирус, зависит тяжесть последствий.
– Правда ли, что никакого специального лечения COVID-19 нет?
– Да, это так. Все имеющиеся методы, в том числе противовирусные препараты и иммуномодуляторы, антибиотики, носят скорее экспериментальный характер, и эффективность их не доказана. Поэтому, если у человека большая температура, значит, её сбиваем, если воспаление лёгких, значит, используем показанные при этом заболевании препараты, если нужно, подключаем к аппарату искусственной вентиляции.
– Можно ли заниматься самолечением ?
– Эффективность большинства препаратов, использующихся при COVID, сомнительна, а многие из них обладают побочными эффектами, что чревато не самыми лучшими последствиями. Поэтому не стоит пить пачками аспирин, он при коронавирусе противопоказан. не надо, как у нас принято, на всякий случай назначать себе антибиотики. Принимать самостоятельно можно только то, что достаточно безопасно. Питьё – в меру, парацетамол – сбить температуру. И вызвать врача.
– Как считаете, маска нужна только заболевшему человеку или здоровому тоже?
– Я сам ношу и всем рекомендую. Как-никак, но она препятствует попаданию в организм микробов.
– Если человеку поставили коронавирус…
– Не надо паниковать. Это не приговор, всё лечится. Главное – сделать это вовремя.
– Если случится «вспышка», на сколько мест рассчитано инфекционное отделение?
– Пока отделение рассчитано на 10 коек, плюс четыре – в реанимации. В любой момент какое-то из отделений может быть перепрофилировано. Медикаментов, средств защиты – в достатке. Хотя не думаю, что у нас случится коллапс.