Как у Александра Лебедева появилось хобби
и любимая песня, а журналисты отметили
Медовый спас на пасеке
Сегодня , 14 августа, все православные отмечают начало Успенского поста – Медовый Спас. Впереди постное, но сладкое время – сбор урожая мёда. Вместе с моим давним знакомым пчеловодом-любителем Александром Лебедевым отправились на его пасеки – подсмотреть за жизнью пчёл и узнать о тонкостях этого поистине вкусного дела.
Александр живёт в райцентре, а его «подопечные» вблизи Янкович – это родная деревня Саши. Здесь он знает каждый куст, каждую тропинку и каждое поле, поэтому и места для пасеки выбирает проверенные. Идём по лесной дорожке, пока не упираемся в разноцветные домики-ульи.
Яркие «многоэтажки» построены среди сосен. Вокруг – тишина, цветущее поле и невероятные ароматы.
– Здесь рай для пчёл. Сразу напротив домиков растут медоносы – иван -чай, пижма, осот, малина, – рассказывает Александр. – Так что «на работу» летать недалеко, – шутит пчеловод. – Смотри, как трудятся, – кивает Александр в сторону ульев. Решаюсь подойти ближе, но Саша тут же одёргивает:
«Нельзя вставать напротив домика. Это как выйти на дорогу, когда машина едет. Могут и «сбить». Ещё по пасеке нельзя ходить босиком, кричать, размахивать руками и благоухать. Это всё раздражает пчёл».
– Покусают? – уточняю?
– Пчёлы не кусаются, – убеждает Саша. – Только жалят, – продолжает он подшучивать. – И то без причины этого не делают, а лишь в том случае, если им или семье угрожает опасность. После того как пчела ужалила человека, она погибает, потому что в коже остаётся жало вместе с частью её тела. Поэтому на человека без веской причины пчела не нападёт, ведь ей при этом придётся умереть. Хотя сейчас появились породы, которые лояльно относятся к людям, и если их не трогать, то «хамить» точно не станут.
– Сколько здесь проживает «квартирантов»?
– Каждый домик – отдельная семья, здесь 16.
Как только мы стали разговаривать слишком громко и приближаться к домикам, пчёлы закружили вокруг и тонко намекнули, мол, пора и честь знать.
– На другой пасеке увидим сладкую жизнь изнутри, посмотрим, как поработали мои трудяги, – обещает Саша. Как и то, что крышку ульев мы точно приоткроем. В предвкушении интересного зрелища уезжаем, но в пути от темы пчеловодства не отходим.
– Почему именно пчёлы? Откуда такое увлечение?
– Мёд люблю с детства. Но это, наверное, неудивительно. Когда твой дед пчеловод, отец держит личную пасеку, ещё и трудится бортником в лесхозе и в колхозе, то трудно быть не в теме. Конечно, я ему помогал. За хорошую работу мне полагался «трёхлитровик» мёда, который я благополучно продавал. По тем временам для подростка 12-13 лет выручал хорошие деньги. Я постоянно был при отце, пока он мне десять лет назад не подарил два улья. Так у меня начался свой «медовый» путь. Когда ты сам в деле – это другое. Я по-настоящему увлёкся. Стал много читать, изучать научную литературу, общаться с пчеловодами на форумах в сети. Интерес к пчеловодству только креп, а вместе с ним увеличивалось количество ульев и пасек. Н данный момент их три и порядка 60 ульев. Да и хобби расширило границы, обросло своей «инфраструктурой». Например, появилась столярка, где я мастерю домики и рамки.
– То есть все домики, которые мы видели, изготовлены собственноручно?
– Не все. Там было несколько из пенопласта – это покупные. Остальные – самодельные. Заказывать в магазине ульи нет возможности – дорого. Поэтому научился быть столяром. Мастерю домики такие, как мне удобно. Главное – делать это из сухих досок. К тому же во всех ульях одинаковые рамки, поэтому их можно переставлять из одного в другой. Сейчас много времени провожу на пасеках. Пчёлам тоже нужны уход, внимание, забота, лечение, любовь, иначе погибнут ведь.
– Они болеют?
– Случается? Но лечить их можно только после того, как весь мёд собран.
...На второй пасеке расположился настоящий пчелиный «квартал» – «многоэтажки» и «бунгало», шикарные «апартаменты» и скромные «квартирки». То, что здесь «кипит» работа слышно издалека. Без костюма и дымаря – так у пчеловодов называется прибор, чтобы усмирить пчёл, – не обойтись. Саша так ловко разжигает дымарь, что через минуту он уже «пыхтит», а сам «впрыгивает» в комбинезон, надевает шапку.
– Раньше пчёлы жили в лесах. И они знали, что если пахнет дымом, то пожар. Значит, надо набирать с собой мёд и улетать. С полным животом жалить неудобно, поэтому они и не кусаются. Пчеловоды их и обкуривают, когда хотят утихомирить. Хотя мои питомцы добрые и костюм защищает больше от комаров и оводней, нежели от них. Но рисковать не будем, – говорит Саша. И на всякий пожарный выдаёт мне шапку и перчатки.
– Здесь у меня подрастающее поколение, такой «детский сад», – указывает Саша на маленькие пенопластовые домики, которые стоят при входе на пасеку. – В следующем году они будут носить мёд, в этом заготавливают себе пропитание.
Заходим вглубь. Саша выбирает улей. Аккуратно снимает крышку домика и по одной поднимает рамки, над которыми ой как оживлённо. Вдруг повезёт увидеть матку, которая выводит потомство? Без неё не существует ни одна пчелиная семья. Не подфартило, зато посмотреть, как пчёлки-трудяги запечатывают соты, – да. Это, кстати, верный признак того, что мёд пора доставать. Я тоже осмелела и подержала рамку в руках ради нескольких снимков. И никто не ужалил! Саша говорит, что если бы хоть одну придавила, тогда выделились бы ферамоны, рой почувствовал бы опасность и «озверел». Ещё пчёлы считывают человеческие эмоции. Если ты не боишься или, наоборот, – дрожишь как осиновый лист, то они знают это наверняка. Чувствительны они и к экологии – в грязном месте жить не будут.
Аккуратно ставим рамки обратно и закрываем крышку. Вообще, беспокоить часто пчёл нежелательно, они потом весь день не могут прийти в себя и взяться за работу.
Час на пасеке – эмоций на неделю вперёд минимум. Действительно увлекает, как говорит мой собеседник, похлеще рыбалки и охоты.
– На самом деле пчеловодство – кропотливый труд. Обыватель думает, что работа пчеловода выглядит так: весной поставил домики, осенью мёд забрал, но это далеко не так. Пчеловод должен много читать, знать повадки пчёл, их жизненный цикл. Я и покупаю пчёл, и сам пытаюсь разводить, проверяю, как новички чувствуют себя в нашем климате. Случается, что на одной пасеке мёд есть, на другой нет, хоть и находятся рядом.
– Что для тебя самое удивительное в пчёлах?
– Самое удивительное, что у пчёл нет недобросовестных тружеников, все работают с максимальной отдачей. Улей — идеальное общество, где каждый чётко выполняет свою работу: кто-то летает в поле, кто-то охраняет жилище, кто-то выкармливает новое поколение. Рой — целый отдельный мир, живущий по своим правилам.
– Чему можно научиться у пчёл?
– Чистоте, трудолюбию и дисциплине. Не зря же говорят: «Трудится, как пчёлка». Вся жизнь пчёл проходит в труде.
– Какая польза от пчёл, кроме мёда?
– Помимо мёда, пчёлы производят множество полезных продуктов, используемых в медицине, косметологии. Это прополис, перга, маточное молочко, трутневый гомогенат, пчелиный яд. Даже подмор, погибшие пчёлы, используется для лечения некоторых болезней. Но самая главная польза – это, конечно, опыление растений.
– Если после нашей статьи читатель решил заняться пчеловодом, с чего посоветуешь начать?
Хорошо подумать. Потому что всё это стоит это очень дорого. На деньги, что вложишь, можно купить мёда на пару лет вперёд.
А тем, кто только покупает мёд, советую делать это у толковых пасечников.
И завершим разговор на приятной ноте. Предполагаю, что нашумевшая песня «ты пчела – я пчеловод» в обязательном плей-листе?
– В точку. Она у меня и на звонок в телефоне установлена.
С Медовым Спасом, друзья! Всем мёду!