Для председателя Россонского районного Совета депутатов Геннадия ФЁДОРОВА (на снимке) предстоящее VI Всебелорусское народное собрание является третьим подобным форумом, в котором он будет принимать участие в качестве делегата. До этого глава законодательной ветви власти района избирался делегатом IV и V Всебелорусских народных собраний. Но в том, что именно шестой народный форум станет воистину историческим, Геннадий Акимович не сомневается ни на минуту.
– Он ознаменует собой не только окончание пятилетнего периода развития государства, но и начало нового этапа в жизни общества и страны в целом, – считает председатель Россонского районного Совета депутатов.
VI Всебелорусскому народному собранию предшествовал период активного общественного обсуждения проблем и достижений страны, во время которого аккумулировался полный спектр мнений и мировоззрений. И в этом процессе Геннадий Акимович принимал непосредственное участие.
– На протяжении последних месяцев я старался как можно больше общаться с членами трудовых коллективов в райцентре и жителями сельских населённых пунктов, чтобы обсудить волнующие их вопросы и сомнения, выслушать различные точки зрения, – делится мой собеседник. – Хочу сказать, что людям было интересно узнать об итогах социально-экономического развития района за последние годы, о ближайших перспективах Россонщины. Они высказывали и свои предложения, обсуждение которых хотели бы услышать на VI Всебелорусском народном собрании.
Так, жители района выступили с инициативой узаконить единый день голосования, во время которого избирались бы депутаты всех уровней, начиная от Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и заканчивая депутатами сельсоветов. Это позволит значительно сэкономить государственные средства.
Второе предложение – увеличить срок полномочий депутатов местных советов с четырёх до пяти лет.
И, наконец, россонцы выступают за совершенствование системы местного самоуправления, в том числе за упразднение Советов депутатов первичного уровня. И с этим предложением Геннадий Акимович полностью согласен.
– Сельские жители по всем волнующим вопросам обращаются в местный орган власти. И им всё равно – это сельский исполнительный комитет или Совет депутатов, главное, чтобы их выслушали и оказали помощь. Кроме того, далеко не каждый сельский народный избранник будет настойчиво добиваться решения той или иной проблемы своих избирателей в кабинете руководителя районной структуры. Да и в силу малочисленности наших сельских Советов не так просто найти достойных людей, которые были бы искренне заинтересованы в исполнении депутатских обязанностей.
Сам Геннадий Акимович хотел бы выступить с инициативой по пересмотру системы финансирования местных органов власти и прежде всего сельсоветов. По его мнению, после создания Центров для обеспечения деятельности бюджетных организаций все финансовые средства стали аккумулироваться в районном бюджете, а роль председателя сельсовета сводится к роли озвучивающего проблемы местного населения диспетчера.
– На мой взгляд, председателям сельсоветов следует вернуть право самостоятельно в рамках действующего законодательства распоряжаться бюджетными средствами, выделенными на поддержание условий жизнеобеспечения населения, – считает председатель районного Совета депутатов. – Просто вопросы благоустройства, расчистки улиц от снега, уличного освещения и т. д. требуют незамедлительного решения.
И если мы уже коснулись благоустройства населённых пунктов, то все понимают, что сельисполком в количестве двух человек не в состоянии самостоятельно, например, огородить кладбище, засыпать гравием выбоины на дороге или провести обкашивание общественных территорий. Просто в структуре сельисполкома нет ни хозяйственной группы, ни специального оборудования. Как выход – проведение тендера на выполнение того или иного вида работ среди операторов по оказанию данного вида услуг. Например, таковым может выступать УП ЖКХ. Если коммунальники выиграли тендер, то в рамках выделенной суммы и в обозначенные сроки они выполняют тот или иной вид работ.
Кроме того, Геннадий Акимович уверен в том, что надо повысить роль старейшин населённых пунктов, конкретизировать их статус, права и обязанности, наделить более существенной властью, усовершенствовать механизм стимулирования. Ибо старейшины – действительно соединяющее звено между населением и органами законодательной и исполнительной властей. И от эффективности работы «сельских мэров» зависит решение многих вопросов.
– Я прекрасно понимаю и осознаю тот факт, что предстоящее VI Всебелорусское народное собрание – только первый шаг на пути преобразования и внесения изменений в законодательную базу, в том числе Конституцию Республики Беларусь. Во время его проведения будут обобщены собранные по всей стране на диалоговых площадках, в общественных приёмных, во время встреч с людьми, предложения, – в конце нашей беседы подчеркнул Геннадий Акимович.
– В дальнейшем подготовкой новой редакции Конституции займётся специальная комиссия, которая будет создана после проведения народного форума. В её состав войдут видные юристы, представители государственных органов, общественные деятели. До конца года комиссия представит проект обновлённого основного закона, который впоследствии будет вынесен на республиканский референдум. Сроки очень напряжённые. Предстоит сложная и кропотливая работа, ведь требуется обеспечить сбалансированность и внутреннюю согласованность всех предлагаемых новаций. А главным итогом, который ожидается от их внедрения, должны стать улучшение качества жизни простых белорусов, повышение их благосостояния, обеспечение жильём, совершенствование социальной сферы и т.д. Мы – один народ, которому жить в своей стране, делать её богаче, сильнее, краше.