Ура! физ-ра, или Чем заполнен день учителя физкультуры и здоровья
У каждого из нас в школьные годы отношения с физической культурой складывались по-разному. Кто-то после однообразного сидения за партой буквально врывался в спортзал с надеждой "оторваться по полной", доказав, что он самый быстрый и сильный. Кто-то ещё накануне придумывал разного рода отговорки, которые позволили бы большую часть урочного времени скромно провести на спортивной скамье. Учитель физической культуры и здоровья Россонской средней школы Галина Щербакова уверена, что, по большому счёту, ничего не изменилось. Так же как не изменилась её основная задача и задача её коллег– привить ребёнку любовь к самостоятельным занятиям спортам и здоровому образу жизни.
В Россонской средней школе Галина Леонидовна работает около тридцати лет. До этого уроженка Невельского района окончила Опочское педагогическое училище, успела потрудиться в Ловецкой средней школе, что находится на её малой родине, и тренером в Россонской детско-юношеской спортивной школе. Высшее образование молодой учитель получила уже в заочной форме в Великолукском государственном институте физической культуры и спорта.
На сегодняшний день можно смело сказать, что Галина Леонидовна является одним из самых опытных и уважаемых учителей физической культуры и здоровья в нашем районе, объединяя в себе знания, богатый опыт и желание развиваться в профессии. Не случайно уже не первый год она возглавляет районное методическое объединение учителей физической культуры и здоровья. Но всё же всегда самое интересное происходит во время работы с детьми. Поэтому мы обратились с просьбой к Галине Леонидовне побывать на одном из её уроков.
– Приходите. Скоро занятие в непростом, но интересном 7 "Б", – услышали в ответ.
То, что класс непростой, стало понятно уже через считанные минуты после начала урока. Каждый жест, каждое слово и даже походка ребят указывали на пубертатный период. Ершистые, немного развязные, считающие себя взрослыми... Особенно девчонки, которые старались любым способом привлечь к себе внимание. Чтобы как-то настроить их на рабочий лад, "переключить" с подростковых проблем на занятие физкультурой, Галине Леонидовне приходилось ненавязчиво по несколько раз повторять команды и задания.
– В одну шеренгу стройся! Равняйсь! Застегните куртки. Вытяните руки из карманов. Смирно! По порядку рассчитайсь! – командует учитель.
Услышав от последнего подростка: "Девятнадцатый, расчёт окончен!", Галина Леонидовна объявляет тему урока. Сегодня ребятам предстоит отрабатывать технику бега на 30 метров и метания мяча способом "из-за спины через плечо".
Но сначала – бегом шесть кругов по стадиону в среднем темпе. Пока мальчишки и девчонки устремились вперёд по беговым дорожкам, Галина Леонидовна знакомит меня поближе с классом:
– С 7 "б" работаю третий год. Правда, в этом году в класс пришло много новых учеников. Найти подход к мальчишкам и девчонкам было непросто: сами видите, какие они разные, да ещё в силу возраста достаточно чувствительные. Однако среди них есть также ребята с потенциалом. Например, Володя Боровиков – участник районных и областных соревнований.
Тем временем семиклассники, выполнив первое задание учителя, начинают "кучковаться" возле трибун для зрителей. Но Галина Леонидовна не даёт им расслабиться, "пригласив" на разминку перед бегом на 30 метров.
Выстроившись в колонну друг за другом, ребята выполняют круговые движения руками, наклоны вперёд на каждый шаг, бег "скрестным" шагом и другие упражнения. Подобным образом подготовив к нагрузкам мышцы, суставы, сердечно-сосудистую и дыхательную системы подростков, педагог выводит ребят на старт тридцатиметровой дистанции. В парах уже на беговой дорожке они выясняют, кто быстрее.
Вторая часть урока посвящена метанию мяча способом "из-за спины через плечо" с разбега. Сначала Галина Леонидовна напоминает, а затем и показывает ученикам технику подобного способа метания.
– Разбег проводится в возрастающем темпе. В ходе разбега рука с мячом отводится назад. Ритм последних шагов, "скрестный" шаг и заключительные усилия выполняются свободно и без напряжения. Метая, смотрим на верх деревьев. От этого зависит дальность полёта мяча, – подчёркивает учитель.
Наступает время переходить от теории к практике. Учащиеся по очереди метают мяч, после чего Галина Леонидовна указывает каждому на слабые места и ошибки в технике броска. Большинство семиклассников старается подальше метнуть мяч, некоторые, не смущаясь, выполняют упражнение "спустя рукава".
...Время идёт незаметно, и урок подходит к концу.
– Всем спасибо! Собираем мячи, строимся и идём в школу, – командует учитель.
Пока мальчишки и девчонки дружно сдают мячи, интересуюсь, нравятся ли им уроки физкультуры. Мнения разделились: слышится и громкое "Да", и неуверенное "Больше люблю физкультуру в зале, чем на улице", и смелое "Нет". Что ж, как говорится, каждому своё. Но в чём едины ребята, так это во мнении, что Галина Леонидовна – очень хороший, понимающий и не слишком строгий учитель. Думаю, с этим согласятся и несколько сотен уже взрослых людей– бывших учеников Галины Леонидовны. Благодаря её урокам многие из них приобщились к занятиям физкультурой и стараются поддерживать себя в хорошей физической форме, а для некоторых физкультура и спорт стали профессией.
Однако на этом общение с Галиной Щербаковой не закончилось. Мне было интересно узнать, чем ещё заполнен день учителя физической культуры и здоровья.
– В этом учебном году нагрузка составляет 23 часа в неделю, два из которых я занимаюсь с учащимися специальной медицинской группы, – рассказывает Галина Леонидовна.
– Классы очень разные и очень не похожие друг на друга. С самыми непростыми – семиклассниками – Вы уже познакомились. Физическую культуру и спорт я также веду в активном третьем, двух шестых, восьмом и одиннадцатом классах. Интереснее работать с малышами, которые с готовностью откликаются на каждое твоё слово, каждое задание, любят подвижные игры. И со старшеклассниками у меня также полное взаимопонимание. Они чётко знают, чего хотят, что могут, как найти золотую серединку. К слову, в старших классах на уроках больше всего любят играть в волейбол и футбол. Кроме того, на полставки я являюсь руководителем физического воспитания. Веду секцию общей физической подготовки, занимаюсь наглядной агитацией, учётом спортивного инвентаря, комплектую сборные команды школы для участия в различных соревнованиях, оформляю документы и т.д. Кроме того, два раза в неделю отвечаю за работу спортивного зала в вечернее время. Поэтому иногда мой день начинается в половине девятого утра с подготовки к урокам инвентаря и заканчивается в восемь вечера. А ещё надо составить план на день грядущий. Так что скучать не приходится.
– Насколько современные школьники проявляют интерес к физкультуре и спорту? – интересуюсь я.
– По-разному. К сожалению, всевозможные гаджеты сделали своё дело: практически всё свободное время ребята находятся в виртуальном мире. А спорт – это огромный труд и преодоление себя. А трудиться во имя результата хочет далеко не каждый. Особенно это касается девочек. Хотя есть и положительные примеры. Так, Алексей Цыганков из шестого класса год назад не попал в школьную команду на районные соревнования "Снежный снайпер". Так он поставил перед собой цель войти в состав сборной на такие же областные соревнования. Усердно тренировался и у меня, и у Сергея Михайловича Лисова. И, в конце концов, добился своего. Согласитесь, подобная целеустремлённость достойна уважения. Из подобных мальчишек, как правило, выходят будущие чемпионы.
– Что Вам помогает найти общий язык с детьми?
– Открытое сердце, хорошее настроение, терпение и доброжелательное отношение к любому ученику, будь это задира или прилежный школьник. Я уверена, что абсолютно в каждом ребёнке есть что-то светлое, просто нужно стараться это увидеть.