Анна Овсянникова (на снимке) – новоиспечённый врач-офтальмолог. Молодой специалист трудится в ЦРБ несколько месяцев, но уже успела осмотреть не одну сотню россонских школьников. Итог: зрение многих требует коррекции. Но развитие болезни можно предотвратить. Как? Об этом – в интервью с доктором.
– Вы недавно приступили к работе и сразу столкнулись с огромным числом желающих попасть на приём. Как справляетесь с потоком пациентов?
– Нелегко, но я была готова к такой ситуации. Знала, что в райцентре долго не было специалиста. К тому же сейчас период, когда школьники проходят медкомиссии.
– Учителя, родители бьют тревогу, что зрение детей в последние годы сильно ухудшилось. Большинство «грешит» на гаджеты. Так ли это?
– Рост ухудшения зрения среди школьников есть. При обследовании россонских детей вырисовываются следующие цифры: 50 процентов – здоровы, вторые 50 – с нарушениями. Но нельзя причины списывать только на гаджеты. Есть люди, которые постоянно работают за компьютером, и у них – идеальное зрение. Мы имеем дело с рядом факторов: строение глаза, зрительные нагрузки, генетическая предрасположенность. Причём последний фактор очень силён. Практика показывает: даже если не очень близкие родственники страдали нарушением зрения, то есть вероятность, что ребёнок в той или иной степени унаследует заболевание. Второй момент – зрительная нагрузка в школе повышается. Каждый день ребята много читают, пишут. Это требует фокусировки зрения на близком расстоянии. Как следствие – глазные мышцы напрягаются, при определённых условиях зрение начинает падать и появляется близорукость. А если после уроков ребёнок идёт ещё на кружки, например, рисование, робототехника, мышцы глаз снова усиленно работают. Для глаз ребёнка хороша физическая нагрузка. Игры с мячом, плавание, танцы – всё это укрепляет организм, в том числе и глаза.
И, наконец, наши любимые гаджеты, которые также дают большую нагрузку. Современные дети, да и взрослые, к сожалению, не выпускают телефоны из рук. Мы смотрим в экран с близкого расстояния, а это приводит к тому, что организм забывает, как фокусироваться на дальних объектах.
– Но согласитесь, лет 20 назад дети реже носили очки...
– Я бы так не сказала. Раньше не было возможности выявлять заболевания. Сейчас медицина сильно шагнула вперёд. Врачи стремятся дать человеку стопроцентное зрение любым способом – очки, линзы, коррекция. И этого не надо бояться. А вот если, к примеру, ребёнок долгое время находится без очков, скорректировать зрение будет крайне тяжело.
– Как родителям понять, что у ребёнка падает зрение, если сам он этого не говорит?
– Дети редко жалуются на ухудшение зрения, так как оно падает не резко, а постепенно, и это можно не заметить. Обратите внимание на такие «звоночки»: ребёнок часто трёт глаза, жалуется на их усталость и головную боль, щурится, когда смотрит вдаль, и наоборот, подносит вплотную к глазам предмет, когда рассматривает его вблизи. Косвенный признак: у ребёнка ухудшились оценки. Не спешите его ругать за невнимательность или нежелание учиться. Возможно, он стал хуже видеть, переписывает с доски с ошибками, а потом их и совершает.
– Каким должно быть рабочее место школьника?
– Точно не за кухонным столом или, например, сидя в кресле. Нужно поставить стол у окна, чтобы ребёнок имел возможность отвлечься от заданий и посмотреть вдаль, на деревья, а не упираться взглядом в стену. Также позаботьтесь о хорошем освещении и удобном стуле.
– Что делать, чтобы зрение у детей оставалось хорошим и не падало?
– Самое главное – своевременно проводить медицинские осмотры, чтобы не упустить момент. В остальном всё просто: много времени проводить на воздухе, сбалансированно питаться, высыпаться, контролировать нагрузки на глаза. Что касается гаджетов, то ребёнку до трёх лет вообще не нужны ни телефон, ни телевизор. Школьникам достаточно 30 – 40 минут в день. Я лично советую такую формулу: небольшой мультик утром и вечером равно два часа прогулок на улице. Перед сном выключайте телевизор, убирайте телефон.