В идеале наш современник – высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Но причём здесь качество общего среднего образования и чем можно измерить эффективность работы школы в данном направлении? Ответы на эти непростые вопросы звучали во время последнего заседания райисполкома. За информацией из первых уст мы обратились к заместителю начальника отдела по образованию райисполкома Ольге СПИРИДОНОВОЙ (на снимке).
– На мой взгляд, глупо отрицать очевидную связь уровня качества образования и конкурентоспособности личности ребёнка, а завтра взрослого человека. Для молодёжи глубокие знания – прекрасная стартовая площадка. А если парню или девушке удаётся построить цепочку «знания-умения-навыки», то с большой долей вероятности можно говорить о конкурентоспособности человека не только с точки зрения профессиональной деятельности, но и в других сферах.
Так чему же нужно учить нынешних школьников? Эксперты и работодатели сходятся во мнении, что современному выпускнику школы не обойтись без умения работать с информацией, коммуникативных навыков и внутренней мотивации, ибо в ближайшие десятилетия наиболее востребованными будут специальности на стыке разных предметных областей. Следовательно, любой предмет в школе надо преподавать так, чтобы увлечь детей.
Если учитель не может преподнести свой предмет «вкусно», сделать из тривиального изложения сухих фактов какую-то интересную историю, то мы не воспитаем поколение будущих Жоресов Алфёровых и Павлов Сухих. Поэтому важно педагогам района не останавливаться в саморазвитии, а искать, экспериментировать, спорить. У учителя должны «гореть» глаза, он должен излучать энергию. Иначе детям с ним будет просто скучно и о качестве знаний можно забыть.
Следующее направление – повышение объективности оценочных процедур. Оценка учителя при любых обстоятельствах обязана быть непредвзятой и беспристрастной, ибо от неё зависит отношение ребёнка к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Надеюсь, что именно с этих позиций оценивают своих учеников россонские педагоги.
Если обратиться к статистике, то в прошлом учебном году по результатам сдачи экзаменов 44, 3 процента девятиклассников и 72,7 процента одиннадцатиклассников имели 7-10 баллов при областных показателях 51,8 процента и 79,3 процента соответственно. Свой уровень знаний выпускники подтвердили во время сдачи централизованного тестирования: средний балл ЦТ наших абитуриентов по ряду предметов превышает среднеобластной показатель. А в целом в областной рейтинговой таблице по результатам ЦТ наш район занял шестое место.
Что касается конкурентоспособности россонских абитуриентов по сравнению с абитуриентами из других регионов страны, то и здесь всё неплохо. 33 процента одиннадцатиклассников прошлого года поступили в ССУЗы, 54 процента – в ВУЗы. Среди них престижные БГЭУ, БГУИР, ВГМУ, ВГУ и другие учреждения высшего образования. Однако до детей и родителей необходимо доносить информацию о разных образовательных траекториях, кроме общепринятой «поступить в ВУЗ сразу после школы».
Меня также беспокоят перспективы развития в районе олимпиадного движения. Призовые места на областном этапе республиканской олимпиады, в научных конкурсах и конференциях областного и республиканского уровней есть, но их мало. Значит, работу с олимпиадниками сложно назвать эффективной. Здесь педагогам есть где приложить свои знания и креативность мышления. Ведь у одарённых и высокомотивированных на учёбу ребят гораздо больше шансов стать конкурентоспособными абитуриентами, студентами и специалистами.