В преддверии 9 Мая поздравления и подарки принимают жители Россонщины, у которых в жизни отдельную и самую страшную главу занимает Великая Отечественная война. Председателю районной организации малолетних узников фашистских лагерей Анне Александровне Печкуровой (на снимке) есть что вспомнить и рассказать. К ней в гости заглянули председатель райисполкома Владимир Быков, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Стома, лидер ветеранов района Инна Поведайло, председатель районной организации РОО «Белая Русь» Ольга Спиридонова и председатель Клястицкого сельисполкома Николай Хоменок.
Анна Александровна немного волнуется. Заранее подготовила старые фотографии, которые и без слов могут рассказать о годах, проведённых в фашистском застенке. На столе – чай и сладкие угощения. Хлебосольная хозяйка всегда рада видеть гостей в доме. Из окошка она замечает визитёров и выходит на улицу встречать.
–Здравствуйте, Анна Александровна! – приветствуют те её и заходят в дом.
Сначала – цветы и подарки хозяйке, а вместе с ними вереница тёплых и душевных поздравлений с приближающимся праздником Великой Победы.
Анна Александровна, берёт стопку старых фотографий и начинает рассказ.
–Вот эта с нечёткими очертаниями лиц – моя довоенная фотография счастливого детства. Наверное, 1940 год, – с дрожью в голосе говорит женщина.
Малютку Анну на руках держит старшая сестра Раиса, рядом брат Виктор.
–В 1943 году нас уже повезли в Германию. Сначала была остановка в литовском Шяуляе, там все мы, дети, заболели тифом. После этого нас направили в немецкий лагерь, – продолжает Анна Александровна.
–Вот эта фотография сделана после освобождения американцами лагеря. 7 мая 1945 года. Видно, где-то нашёлся фотограф. Позади нас стоят люди, ждут очереди сфотографироваться. Дощатое здание – барак, где мы жили. А это я стою. На одной ноге – сапожок, на второй – тапка и белый носочек. У брата – немецкая шапочка и штанишки коротенькие.
–На этом снимке запечатлена сестра с подружкой. Одёжка у них тоже неказистая. После освобождения узников американцы провели агитацию: в Союзе не осталось ни домов, ни людей, возвращаться некуда. Те, кто желал поехать в Америку, получали синий значок, пожелавшие вернуться в Союз – красный. Мама взяла синий. Но сестра, ей тогда было 14 лет, категорически отказалась уезжать на чужбину.
Мотив – дома нас ждёт папка. Так мы и вернулись в Клястицы.
–Отец погиб в Польше, городе Пшемысль. Шталаг 315. Я долгое время не знала, что это такое. Однажды в «Советской Беларуси» наткнулась на статью и поняла, что это была тюрьма для советских военнопленных. После запроса в Подольский архив узнала, что 5 января 1942 года шесть тысяч военнопленных расстреляли, в этих списках значился и мой отец – Шелепень Александр Фёдорович.
–Это фотография кладбища, где он захоронен. Никаких нет надписей, только стоят какие-то гробики. Я взяла справку с Красного Креста, чтобы поехать на могилу отца. Когда уже собралась, сказали, что нельзя. Кладбище разрушили.
Горькие воспоминания. Но Анна Александровна держится «молодцом». Все внимательно слушают рассказ в фотоснимках, представляя, что пришлось пережить маленькой девочке, попавшей в фашистский застенок.
На прощание гости желают Анна Александровне здоровья и мирного солнечного неба.