Валентина и Василий Грицук (на снимке) справили бриллиантовую свадьбу. Вместе они 60 лет. Регистрация была, как говорят в народе, современной, на дому. Поздравить юбиляров пришли дети, внуки и правнуки, бывшие коллеги, представители органов социальной защиты населения. Расписала «молодых» начальник отдела ЗАГС Алла Бийчук.
Судьбоносная встреча Валентины и Василия произошла на Россонщине. Молодого сверхсрочника направили в наш район охранять заключённых.
– Я из Брестчины, из Каменецкого района, – начал разговор Василий Иванович. – Вместе с солдатами направили сюда охранять заключённых. В начале шестидесятых комендатура для «поселенцев» находилась в МСО. В то время её только и начинали строить.
– Вася, давай про любовь! – перебивает Валентина Францевна.
– Я тоже про неё, Валечка, – улыбается мужчина. – Просто издалека захожу. Шестьдесят с лишним лет назад этот посёлок был совсем маленький, даже клуба своего не было. Поле да кусты. В первый раз Валю и увидел, когда она пасла коров. Молоденькая девушка умело «командовала» стадом. Мечтал: вот бы снова встретить её в клубе! И мечта сбылась. Да ещё как: Валя подошла первой. Познакомились, слово за слово... Пошёл её провожать. Всю дорогу думал: только бы она подальше от клуба жила, чтобы больше побыть наедине.
– Мне он тоже понравился. Девчонкам ведь интересны приезжие парни. А тут ещё такой красавец: высокий, статный с копной тёмных кудрявых волос. Подкупил и акцент – не наш, не привычный слуху. Позже гнала мысль: только бы не влюбиться, мне всего 17.
Да куда там! По уши...
Через неделю снова
встретились на танцах.
Год с Васей дружили,
правда, с мамой я его
познакомила. Она бы на свидания не пускала,
если бы не знала, к кому.
– Сколько можно встречаться? Поставил её перед фактом: или выходи за меня, или расстаёмся. Ликовал, когда она согласилась. Никому ничего не сказали, пришли в ЗАГС, чтобы нас расписали – добавляет Василий Иванович.
– Петровна (начальник отдела ЗАГС. – Прим. автора) маме моей тут же на работу позвонила и доложила новость: «Сергеевна, тут твоя дочка замуж выходит» – уточняет женщина. – Куда маме уже деваться... Свадьбу справили на Октябрьские. Всё было, как у молодожёнов: и подвенечный наряд , и жених в красивом костюме, и застолье пышное.
Отдельно жить не стали. Пришли в этот дом. Кстати, мама после войны его сама строила. Только после её смерти Вася многое здесь поменял. При жизни она ничего не позволяла в нём делать. Мама была властной женщиной. Наверное, сказывалось её прошлое. В годы войны она помогала партизанам и подпольщикам, за что сама не раз находилась на волоске от смерти. Мама была знакома с Чолой Кукуладзе, абхазским художником, в годы войны он у нас партизанил. Много про него рассказывала.
– Точно, поселился под одну крышу с тёщей и её мамой. А потом ещё дочки родились – женское царство! – добавляет мужчина. – Может, кого и разочарую: не был «подкаблучником». У меня имелось и теперь есть своё мнение. Удалось выстроить замечательные отношения. Женщины прислушивались ко мне, я уважал их. Никто не вмешивался в личную жизнь «соплеменников». (Улыбается.)
– Какой бы мама строгой и категоричной ни казалась, зятя она всегда поддерживала, – говорит Валентина Францевна. – А у меня были замечательные отношения с родителями Васи. Другое воспитание у нас: уважали старших за опыт и мудрость. Я не перечила– прислушивалась. Правда, об одном не своём решении и сегодня жалею. Когда Васе предложили работу и двухкомнатную квартиру в Минске, мама поставила ультиматум: никаких переездов. Осталась, а Вася согласился. Таких же «дурачков» в Россонах оказалось трое. Девчонки, как и я, послушали родителей. Тогда слово старших было законом.
– Зато когда младшая дочка захотела переехать на Брестчину, то я её поддержал, – продолжает мужчина. – Валя тоже противилась, говорила: «только через мой труп». Я жене сказал, что трупов не будет, а дочка поедет туда, куда решила.
–Я и сегодня не рада этому, – добавляет женщина, – далеко, редко видимся. Только летом, когда вся малышня собиралась на каникулы у бабушки и дедушки, наш дом шумел как улей. Люблю такие время. Радуюсь. Теперь внуков сменили правнуки.
– Какие вы по характеру? – интересуюсь у собеседников.
– Валя с характером, – тут же отвечает Василий Иванович. – Обидится, может долго не разговаривать. А я быстро «закипаю», всё выпалю, а через минуту и не помню, о чём спорил.
– Гороскоп говорит, что мы ещё та парочка. Я уравновешенная и романтичная – Весы, Вася – прямолинейный Стрелец, – добавляет женщина. – Но вместе мы прекрасно дополняем друг друга. Он и сегодня может признаться в любви.
– Не каждый день, конечно, – улыбается мужчина, – только под настроение.
Живём вместе столько лет, словесные признания уже
ни к чему. Валя и так
прекрасно знает, что я её обожаю. Правда, за всю жизнь
ей так ни разу цветов и не подарил. Не настолько я романтик. Зато никогда ничего не запрещал ей. Нужно тебе что-то –
пожалуйста...
– Супруг прекрасно готовит, – продолжает Валентина Францевна, – внуки и правнуки от его стряпни без ума.
– Вы строгие родители?
– Нет, – в один голос отвечают.
– Вася не позволял мне даже голоса на девчонок повысить, – добавляет женщина.
– Дети слушались нас «от» и «до», – говорит Василий Иванович. – Помощницы отменные: хозяйство на них было. Девчонки выросли толковыми, старшая, Татьяна, работает в детском саду в Россонах, Лена трудится в типографии.
Дочери подарили дедушке с бабушкой троих внуков. Те, соответственно, наградили шестерыми правнуками.
Прожив вместе шесть десятков лет, сегодняшние юбиляры ни о чём не жалеют. Всё в своей жизни они сделали правильно. Рассуждая о том, как через годы пронести любовь и уважение, они опираются на четыре составляющие: любить друг друга, доверять, быть мудрым и помнить, что жизнь очень быстро пролетает.
– Детям и внукам говорим об одном: наслаждайтесь каждым прожитым днём. Ведь он уже история, – подытожили разговор супруги Грицук.