Всего Республиканский турнир юных физиков, который проходил в лицее БГУ, собрал 80 школьников из разных регионов Беларуси. За победу сражались 16 команд, в том числе и команда Россонской школы в составе семиклассниц Арины Зубович, Светланы Вечерской, Виктории Усмановой, десятиклассника Александра Савицкого и шестиклассника Дмитрия Язвинского (на снимке слева направо) под руководством учителей-тренеров Нины Владимировны Дащёнок и Елены Леонидовны Гирель. Выступление россонских школьников отмечено Дипломом в номинации «Симпатия жюри» и Похвальным отзывом за успешное участие. Республиканский турнир юных физиков представляет собой «командный чемпионат Беларуси по физике». В отличие от олимпиады, задачи турнира публикуются почти за полгода до самого соревнования. Как правило, они не имеют традиционного единого решения. Цель – поставить участника в те же условия, в которых находится обычный исследователь, а именно изучить литературу по рассматриваемым проблемам, провести экспериментальные и теоретические исследования, использовать компьютерную технику, тщательно подготовить доклад .
В ходе самого турнира проводится ряд дискуссионных встреч, которые называются «физическими боями». Первые четыре боя – отборочные, и в них участвуют все команды. Лучшие три команды проходят в финальный бой, в котором и определяется победитель турнира.
В ходе одного боя каждая команда выступает в трех ипостасях: докладчик, оппонент и рецензент.
Докладчик должен в течение десяти минут представить свое решение, рассказать о проделанной работе и результатах исследования. Как правило, представляемое решение сопровождается компьютерной презентацией, в которой отображены основные тезисы работы, теоретические модели и экспериментальные исследования. Часто в ходе доклада физбойцы предлагают наглядные демонстрации исследуемых физических явлений.
Оппонент должен задать уточняющие вопросы, исправить неточности в решении докладчика, выявить принципиальные ошибки, отметить сильные и слабые стороны решения. Также оппонент имеет право вступать в полемику с докладчиком, критикуя представленное решение и проведенные исследования. В конце своего выступления оппонент должен подвести итог дискуссии и оценить работу докладчика.
Рецензент может задавать уточняющие вопросы как докладчику, так и оппоненту. Основная задача рецензента – оценить работу докладчика и оппонента, качество уточняющих вопросов и дискуссии, подвести итог совместной работы.
Затем наступает время вопросов жюри, которые можно задавать как докладчикам, так и оппонентам и рецензентам. Как правило, это очень ответственный этап, в ходе которого становятся ясны ошибки всех действующих лиц. После этого идёт выставление оценок каждому выступавшему.
Насколько сложно выстоять в подобном турнире даже говорить не приходиться, особенно когда против тебя выступают такие «киты», как команды лицея Белорусского государственного университета, Минского государственного областного лицея и других лицеев и гимназий страны, а в жюри находятся известные учёные, преподаватели высших учебных заведений.
Но юные физики с Россонской школы с достоинством боролись с очень сильными противниками, представив собственное виденье решения задач «Прыгающий шарик», «Медовые петли», «Струя и плёнка», «Упругий мяч», «Карусель Гельмгольца» и другие , а также выступая в качестве оппонента и рецензента.
– Турнир настолько захватывает, постепенно превращаясь в увлекательнейшее соревнование в познании физики, исследовательских технологий, стойкости командного духа, что наши ребята выходили после «физбоёв» с горящими глазами и желанием бороться до конца, – делится впечатлениями учитель-тренер Елена Леонидовна Гирель. – Для них турнир является прекрасной возможностью сравнить собственные познания в физике с познаниями школьников из самых престижных средних учебных заведений страны. И хотя мы не завоевали призовое место, но всё равно остались довольны, ибо полученный опыт бесценен.
Чтобы познакомить и других юных любителей физики с исследовательскими работами членов команды Россонской школы, принявших участие в интеллектуальном соревновании, в учреждении образования пройдёт конференция.
Остаётся добавить, что победителем XXI Республиканского турнира юных физиков и обладателем переходящего кубка этих состязаний стала сборная учащихся лицея Белорусского государственного университета. Второе место разделили между собой команды десятиклассников лицея БГУ и минской гимназии №29.
Из участников-финалистов будет сформирована сборная Беларуси, которая выступит в июне нынешнего года в Китае на XXVI Международном турнире юных физиков.