Дошкольное образование – уникальная ступень непрерывного образования. Уникальность данного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование дети получают и в семье, и в таких учреждениях, как ясли-сад, детский сад, детский сад-школа. В Россонском районе функционируют десять подобных учреждений. Каким образом организована в них работа по созданию благоприятных условий для развития каждого малыша? Насколько удовлетворены деятельностью учреждений дошкольного образования родители? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали во время последнего заседания райисполкома из уст начальника отдела образования, спорта и туризма Россонского райисполкома Виктора Мельникова (на снимке).
– Думаю, каждый взрослый человек согласится с тем, что детский сад является познавательным и развивающим аспектом в жизни ребёнка. Каков на Россонщине процент охвата детей в возрасте до шести лет учреждениями дошкольного образования?
– Начну с того, что в нашем районе воспитанниками десяти учреждений дошкольного образования являются 374 малыша. Благодаря продуманной и эффективной работе по адаптации ребят к детскому саду, организации подвоза 44 мальчиков и девочек из сельских населённых пунктов, где нет учреждений дошкольного образования, процент охвата детей дошкольным образованием у нас достаточно высокий – 74 процента (в городском посёлке – 80 процентов, на селе – 64). Подготовкой к школе охвачены все, или 100 процентов детей пятилетнего возраста.
– Родители, отправляя своего малыша в детский сад, как правило, беспокоятся о том, будет ли ребёнок сыт, понравится ли ему еда, приготовленная в учреждении дошкольного образования...
– В наших детских садах делается всё возможное, чтобы дети получали такое питание, которое бы способствовало укреплению их здоровья, повышению работоспособности, умственному и физическому развитию. Достаточно сказать, что питание малышей организуется на основе двухнедельных рационов, дифференцируемых по возрасту воспитанников, с учётом сезонности, а также утверждённых норм питания, разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки. Особое внимание уделяется качеству продуктов, поступающих на пищеблок, условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд и т.д. Ежедневно проводится «С» - витаминизация третьего блюда. Приобретено компьютерное программное обеспечение по управлению рабочими процессами организации питания в учреждениях дошкольного образования райцентра.
Денежная норма расходов на питание в день на одного ребёнка в яслях составляет один рубль 87 копеек, в детском саду – два рубля 37 копеек. Кроме того, сотрудниками отдела образования, спорта и туризма постоянно проводится работа по удешевлению питания. С этой целью мы напрямую выходим на производителей продуктов питания и сельхозорганизации, развиваем собственную заготовительную базу.
– Многие родители сталкиваются с проблемой болезненности своих детей. Особенно после того, как ребёнка отдают в учреждение дошкольного образования. На Ваш взгляд, почему так происходит?
– Дело в том, что при домашнем воспитании малыш контактирует только с теми бактериями, которые есть у него дома. И заболевает он только в том случае, если его иммунная система даёт слабину. В детских садах вирусная среда гораздо более агрессивная и жёсткая, чем в домашних условиях. Кроме того, разновидности бактерий и вирусов обновляются регулярно.
Самый простой метод избежать частых недомоганий – следить за здоровьем ребёнка. Кутать его в ватные одеяла и всячески оберегать от любых сквозняков совершенно противопоказано. Таким образом вы не усилите иммунную систему малыша, а совсем наоборот. Превращая дитя в «комнатное растение», вы рискуете добиться обратного эффекта – любой «чих» будет сбивать его наповал. Ребёнка необходимо закалять, приучать к личной гигиене, часто играть с ним на свежем воздухе, заниматься физическими упражнениями.
Именно в этом направлении и работают сотрудники дошкольных учреждений образования района. В каждой группе оборудованы центры развития движений, созданы уголки со спортивным инвентарём. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, правильное питание и сбалансированные физические нагрузки практически ежедневно сопровождают воспитанников детских садов. Как результат – за последние пять лет количество дней, пропущенных одним ребёнком по болезни, ощутимо сократилось. На начало сентября этого года данный показатель составлял 4,8 дня, в то время как в 2011 году – 6,7 дня. Безусловно, мы рады, что не зарегистрировано ни одного случая травматизма детей.
– Каковы составляющие качественного дошкольного образования?
– Обучение в детском саду является важной предпосылкой для успешного обучения в школе не только потому, что дети овладевают системой знаний, умений и навыков, но и потому, что у них формируются основы учебной деятельности. Педагоги в учреждениях дошкольного образования Россонщины отдают предпочтение наглядным методам, широко применяют дидактические игры и игровые приёмы. Усвоение нового материала происходит главным образом в процессе активных действий: практических манипуляций с предметами, разнообразных игр, рисования, конструирования. Особое внимание уделяется гражданско-патриотическому, экологическому и краеведческому воспитанию детей, приобщению их к прекрасному, формированию здорового образа жизни.
По мере возможности стараемся пополнять ресурсное обеспечение и материально-техническую базу учреждений дошкольного образования. Обеспеченность средствами для обучения и развития детей составляет 68,3 процента. Ещё есть над чем работать.
– Насколько в детских садах «прижились» и востребованы платные образовательные услуги?
– Благодаря тому, что они помогают раскрыть таланты и возможности «дошколят» сверх базового компонента, многие родители заинтересованы в организации образовательных услуг за дополнительную плату. Так, в этом учебном году услуги по изучению иностранного языка и обучению хореографии оказываются для 96 детей, что составляет 46 процентов от списочного состава воспитанников детских садов в возрасте от четырёх до шести лет.
– Каким образом налажено взаимодействие учреждений дошкольного образования района и семьи?
– Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие Задача детского сада – «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов к воспитанию ребёнка. Именно на это и нацелены учреждения дошкольного образования района. Формы работы с родителями разнообразны, начиная от родительских собраний, бесед и заканчивая совместным творчеством, организацией культурно-массовых мероприятий.
Кроме семей воспитанников, у педагогов района налажено тесное взаимодействие с такими структурами, как Россонская центральная районная больница, районный отдел по чрезвычайны ситуациям, ОСВОД, районный Центр культуры и народного творчества, школой искусств и т.д.
– Ещё один момент, который важен для родителей, – квалификация педагогов, что находятся рядом с их детьми...
– Могу заверить, что основная часть педагогических работников учреждений дошкольного образования района – это настоящие профессионалы, искренне любящие детей. Посудите сами: 69 процентов из 62 педагогов имеют высшее образование. Заочно обучаются в ВУЗах четыре человека, ещё четверо педагогов проходят переподготовку по специальности «Педагогика детства». Высшую и первую квалификационные категории имеют 44 процента воспитателей. Наши педагоги детских садов имеют опыт участия в различных выставках методических материалов, районных и областных мероприятиях. Последние из них: районный конкурс «Предметно-игровая развивающая среда», участие в областном педагогическом клубе работников дошкольного образования «Проблемы. Поиски. Находки» и другие.